Для измерения быстроты используют тест. Тесты и нормативы для оценки координационных способностей

Силовые способности - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление.

Абсолютная сила - это преодоление максимального отягощения на один раз.

Относительная сила - это расчёт уровня силы относительно собственного веса.

Динамическая сила- это преодоление отягощения при выполнении движения

Статическая сила - это удержание позиции с внешним сопротивлением

На практике силовые способности тестируются двумя способами :

  1. С помощью измерительных устройств - динамометров, и тензометрических устройств, позволяющих избирательно оценить максимальную силу различных мышечных групп.
  2. С помощью специальных педагогических тестов силу.
Измерение силы кистевым динамометром не позволяет реально судить о силе спортсмена, т. к. в этом тесте участвуют мелкие мышцы сгибателей пальцев. Для того, чтобы получить объективные данные о силе спортсмена, необходимо обратить внимание на тестирование основных групп мышц тела: тазового пояса, туловища, бёдер и плечевого пояса. Для определения силы разгибателей позвоночного столба используют становый динамометр. На практике тренеры очень редко используют эти приборы. Для определения силовых способностей они применяют педагогические тесты. Их выполнение не требует применения специального дорогостоящего инвентаря и оборудования. Наиболее информативными являются измерения, проводимые при динамическом режиме работы мышц.

Критериями оценки максимальной силы спортсменов со стажем могут служить следующие тесты:

  1. Выполнение жима лёжа штанги (1 раз).
  2. Приседание со штангой (1 раз).
  3. Тяга становая (1 раз)
Данные тесты выполняются с максимальным весом на один повторный максимум.

Для людей которые не обладают профессионально техникой данных упражнений могут выполнить, например:

  1. Жим лёжа на 10 раз. При это предварительно провести разминку.
  2. Жим ногами в тренажёре на 10 раз.
Для тестирования детей эти измерения проводить запрещено. При тестировании детей следует применять простейшие методики с использованием веса собственного тела. Так силу сгибателей рук и широчайшей мышцы спины можно определить по количеству подтягиваний в висе на перекладине, при этом раскачивание не допускается. Темп выполнения упражнений произвольный. Подтягивание выше подбородка.

Силу разгибателей рук и грудных мышц можно определить с помощью упражнения: сгибание-разгибание рук в упоре лёжа.

Силу мышц брюшного пресса можно протестировать при помощи упражнения: поднимание туловища в сед из положения лёжа на спине.

Эти тесты силовыми можно назвать с большой натяжкой, т. к. здесь уже присутствует и силовая выносливость.

Во многих источниках приведены средние показатели для определённой возрастной группы, но тренеры не должны опираться только на них, т к. главное это прирост показателей при тестировании.

Скоростно-силовые способности проявляются в Д.Д. где наряду с большими величинами развитого в движении усилия требуется и высокая скорость. Виды движениях таких как различные виды прыжков, метания, при выполнении акцентированных ударов, быстрые защиты и неожиданные передвижения в боксе, рывок штанги и пр. проявляются скоростно-силовые способности.

Для определения уровня скоростно-силовых способностей применяют следующие упражнения:

  1. Прыжок в длину с места.
  2. Прыжок в высоту (тест Абалакова).
  3. Подтягивание на перекладине на время.
  4. Сгибание-разгибание туловища количество раз на время.
  5. Тройной прыжок (на левой и на правой ноге).
Силовую выносливость целесообразно оценивать при выполнении движений имитационного характера, близких по форме и особенностям функционирования нервно-мышечного аппарата к соревновательным упражнениям, однако с повышенной долей силового компонента. Так например на силомере в виде боксёрского мешка можно за тренировочный раунд измерить сколько боксёр нанёс ударов и тоннаж ударов за весь раунд. Для борцов работа с резиновыми амортизаторами или броски манекена в заданном режиме.

Таким образом, критериями оценки скоростно-силовых способностей и силовой выносливости служат количество двигательных действий (число подтягиваний, отжиманий, число прыжков) и время исполнения данных упражнений.

Силовая выносливость- это способность мышц выполнять работу с лёгкими отягощением длительное время.

Оценка силовой выносливости производится различными способами:

  1. По продолжительности заданной стандартной работы.
  2. По суммарному объёму работы, произведённой при выполнении программы теста.
  3. По показателю отношения импульса силы в конце работы, предусмотренной соответствующим тестом, к её максимальному уровню.
Для определения силовой выносливости юных спортсменов применяют следующие упражнения:
1. Максимальное количество отжиманий на параллельных брусьях.
2. Максимальное количество отжиманий от пола.
3. Максимальное количество отжиманий от гимнастической скамейки.

Быстрота, это способность спортсмена производить движение или выполнять определённое движение за минимальное время (за минимальный промежуток времени).
Быстрота, это физическая способность в значительной мере обусловленная наследственностью. При проведении тестирования скоростных возможностей как в отношении содержания тестов, так и методики их использования, следует помнить, что в процессе испытаний спортсмен должен находится в условиях высокой работоспособности, без признаков развивающего утомления. Время выполнения тестов максимальной интенсивности обычно не превышает 15 - 20сек.

Контрольные упражнения для оценки быстроты подразделить на четыре группы:

  1. Оценка быстроты простой и сложной реакции.
  2. Оценка скорости одиночного движения.
  3. Оценка максимальной быстроты движений в разных суставах.
  4. Оценка скорости, проявляемая в целостном движении (бег 30м.,60м.) и т.д.

  • Контрольные упражнения для оценки быстроты простой.


    Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (на выстрел стартёра спринтер начинает бег). В лабораторных условиях точность измерения достигает 0,01 или 0,001с. Испытуемый делает десять попыток, затем вычисляют среднее время реагирования.

    При измерении простой реакции можно применять линейку длинной 40 см.

    В условиях соревнований время простой реакции можно измерить с помощью контактных датчиков (старт спринтера в л/а, пловца).

    Сложная реакция присуща единоборцам и игрокам спортивных игр. Тип сигнала и способ ответа заранее неизвестен. В соревновательных условиях зарегистрировать время сложной реакции весьма трудно.

    Можно это сделать на специальном стенде оснащённым световыми датчиками. Единоборец по сигналу должен ударить в ту цель где загорелся световой датчик. Засекается время от начала светового сигнала до нанесения удара по цели.

    1. Для оценки скорости одиночного движения наиболее информативным показателем является время выполнения специфических движений или упражнений. К ним относят время удара в боксе, броска в борьбе, число разнообразных приёмов в единицу времени и др.
    2. Контроль частоты движений основан на выявлении количества движений в единицу времени. Максимальная частота движений в разных суставах оценивается с помощью теппинг тестов. Регистрируют число движений выполняемых поочерёдно одной или двумя руками за 5 - 20 секунд.
    3. Для оценки скорости, проявляемой в целостном движении (максимальной скорости) можно использовать бег от 5 до 60 метров, либо челночный бег.
    Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой.

    Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений. Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упражнения:

    1. Подвижность плечевого сустава оценивается по расстоянию между кистями рук при выкруте. Ширина хвата сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого.
    2. Активное отведение прямых рук вверх из положения лёжа на груди, руки вперёд. Измеряется расстояние от пола до кончиков пальцев рук.
    3. Подвижность позвоночного столба определяется по степени наклона туловища вперёд и оценивается со знаком «+» или «-». При выполнении гимнастического мостика измеряется расстояние между пятками и пальцами рук.
    4. Подвижность в тазобедренном суставе определяется при проведении продольного и поперечного шпагата.
    При проведении измерения гибкости необходимо соблюдать стандартные условия тестирования:

    1. Проведение стандартной разминки перед тестированием.

    2. Одинаковые исходные положения.

    3. Повторное измерение проводить в одно и тоже время.

    Координационные способности

    В системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие «координация движений» - «организация управляемости двигательного аппарата» (Н.А.Бернштейн).

    Координационные способности, это - способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.

    В соответствии с критериями оценки координационных способностей мы считаем следующие четыре основных признака: правильность, быстроту, рациональность и решительность, которые в свою очередь имеют качественные и количественные характеристики.

    Контроль координационных способностей должен осуществляться при разных функциональных состояниях организма - в устойчивом состоянии, при высоком уровне работоспособности и оптимальных условиях для деятельности нервно-мышечного аппарата и в условиях компенсируемого или явного утомления. Это принципиально важно, так как высокий уровень координационных способностей в оптимальных условиях ещё не означает, что они будут проявляться при тяжёлом утомлении и интенсивном действии других сбивающих факторов, в частности психологического характера, особенно интенсивно воздействующих на спортсменов во время ответственных соревнований в окружении сильных соперников.

    Все вышеперечисленные перечисленные способности связывают с понятием - ловкость .
    Ловкость - сложная двигательная способность, уровень развития которой определяется многими факторами:

    1. Мышечное чувство - пластичность корковых нервных процессов.
    2. От быстроты нервных процессов зависит быстрота реакции и срочность образования координационных связей, быстрота перехода от одних действий к другим.
    Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в спорте используют различные показатели. Перечислим их.

    Факторы , определяющие координационные движения:

    1. Время, затраченное на освоение нового движения.
    2. Точностью выполнения движений.
    3. Стабильностью выполнения движений.
    4. Временем необходимым для перестройки с одной деятельности на другую.
    5. Сложностью выполняемого движения.
    6. Сохранение устойчивости при нарушении равновесия.
    Контрольными тестами в единоборствах могут служить:
    1. Челночный бег с заданиями
    2. Упражнение вертушка. Единоборец поднимает указательный палец вверх, смотрит на него и вращается в одну сторону 30 сек., 1 мин. После окончания ему необходимо выполнить точный серию ударов по силомеру, сохранив скорость, точность и силу ударов.
  • Многообразие видов двигательных координационных способ­ностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

      время, затрачиваемое на освоение нового движения или ка­кой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координацион­ные способности;

      время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;

      координационная сложность выполняемых двигательных за­даний (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве за­даний-тестов рекомендуется применять упражнения с асиммет­ричным согласованием движений руками, ногами, головой, ту­ловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в дви­гательном опыте человека;

      точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);

      сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

      стабильность выполнения сложного в координационном от­ношении двигательного задания (по конечному результату и ста­бильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности - количеству попа­даний при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных пред­метов в мишень и т.п.

    Некоторые контрольные упражнения для определения уровня координационных способностей приведены на рис. 16:1) бег «змей­кой» (1, 2)\ 2) челночный бег 3 х 10 м (3); 3) челночный бег 4x9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта (4); 4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений (5, 6, 7).

    Контрольные упражнения (тесты) для оценки уровня развития координационных способностей

    Упражнения для развития быстроты, выносливости, силы, гибкости

    Когда вы проходите мимо детских площадок, понаблюдайте за тем, как резвится ребятня. С шумом, с гамом играют они во всевозможные игры, выделывая при этом немыслимые для взрослых движения. А задумывались ли вы, куда с возрастом пропали ваша ловкость, гибкость, быстрота, выносливость? В этой статье мы поговорим о том, как эффективно развивать каждое из этих физических качеств с самого детства.

    физические качестваФизические, или, как их ещё называют, двигательные, качества - это:

    ловкость

    быстрота

    выносливость

    гибкость

    Они являются итогом сложных перестроек организма, обусловленных возрастом, индивидуальными особенностями, образом жизни. Увеличение силы определяется приростом мышечной массы, быстроты - улучшением проведения нервных импульсов, выносливости - совершенствованием координации работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплением сердечной мышцы.

    Для успешного выполнения бытовых, профессиональных и спортивных двигательных действий человеку необходим определённый уровень развития физических качеств. Этот уровень может быть оптимальным только при условии гармоничного развития физических качеств с учётом возраста.

    ЛОВКОСТЬ

    ловкость

    У детей дошкольного возраста нужно прежде всего развивать координацию движений - ловкость. Она заключается в способности быстро и правильно осваивать новые движения, в умении быстро перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с условиями окружающей среды. Особенно успешно ловкость развивается в процессе занятий гимнастическими упражнениями, а также во время всевозможных подвижных и спортивных игр. Добиться этого помогут различные приспособления (канат, кольца, перекладина, всевозможные стенки, качели, обруч, скакалка, мячи), на которых ребёнок может научиться различным видам лазания, висам, упорам и т. д. Параллельно с усвоением этих движений будут развиваться и другие физические качества.

    БЫСТРОТА

    бег и детиБольшую роль в успешном овладении различными спортивными двигательными действиями играет быстрота. И если у мальчиков она относительно стабильна и постепенно развивается с возрастом, то у девочек наибольшие темпы прироста этого физического качества наблюдаются в 7−10 лет. Именно в этом возрасте надо обращать особое внимание на развитие быстроты. В 12−15 лет у девочек протекает половое созревание, и совершенствование физических качеств, кроме ловкости, замедляется. Быстрота, как и ловкость, наиболее успешно развивается также с помощью различных подвижных и спортивных игр, бега на короткие дистанции.

    Существует мнение, что в каждом возрастном периоде отдельные физические качества не только лучше развиты, но и имеют преобладающее значение для жизнедеятельности. Например, утверждается, что у школьников младшего и среднего возраста ведущим качеством является сила. Её оптимальное развитие обеспечивает наилучшее протекание процессов памяти, внимания и мышления. У взрослых людей таким качеством считается выносливость. Вместе с тем существует мнение, что это качество имеет превалирующее значение в любом возрасте.

    Сила понимается как способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему с помощью напряжения мышц. Она измеряется специальными несложными приборами - кистевым и становым динамометром. Мышцы человека сокращаются в двух режимах - динамическом и статическом. Динамический режим реализуется в двух вариантах мышечной работы: преодолевающем, когда при выполнении движений мышцы укорачиваются, и уступающем, когда, наоборот, мышцы удлиняются.

    подтягиваниеПростейшим примером обоих вариантов динамического режима является подтягивание. При сгибании рук их мышцы работают в преодолевающем режиме, при выпрямлении рук - в уступающем.

    Во время выполнения движений в статическом, или изометрическом режиме мышцы напрягаются без изменения своей длины. Подробнее про изометрические упражнения можно узнать из этой статьи.

    упражнение с эспандеромСиловые возможности хорошо развивают различные упражнения с собственным телом, с отягощениями (гантели, гири, штанга), с использованием сопротивления (с партнёром - парные упражнения, а также с эспандером, резиновым бинтом). Наиболее эффективно выполнение 2−3 серий (подходов или сетов) упражнений на какое-либо силовое движение до заметного утомления с повторением данного движения в одной серии приблизительно 7−12 раз.

    виды отжиманийДетям для укрепления рук рекомендуется заниматься висами на различных снарядах, лазанием, подтягиванием. У девочек и женщин эффективно укрепляют руки различные виды отжиманий: от стенки, из упора лёжа, с опорой руками на стол, на сидение дивана, из упора лёжа на коленях и просто из упора лёжа на полу. Во всех видах отжиманий тело следует держать выпрямленным, при сгибании рук стараться бёдрами и животом не касаться пола, то есть не прогибаться. Для укрепления рук мальчикам и мужчинам нужно также использовать подтягивание.

    Для укрепления мышц ног эффективны бег, различные виды прыжков, в том числе со скакалкой, приседания, выпады. Развитию мышц брюшного пресса способствуют самые разнообразные упражнения: из положения лёжа на спине поднимание ног, разведение и сведение их, «велосипед». Но наиболее эффективны следующие:

    поднимания туловища из положения лёжа на спине в сидячее положение;

    то же самое, но с согнутыми в коленях ногами;

    поднимание ног в «угол».

    Подробнее о эффективном комплексе упражнений для пресса можно узнать из этой статьи (плюс обучающее видео).

    ВЫНОСЛИВОСТЬ

    плаваниеПод выносливостью понимается способность к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения её эффективности. Лучше всего выносливость развивается с помощью физических упражнений циклического характера путём совершенствования аэробных и анаэробных механизмов энергообразования. Для этого используются бег в спокойном и среднем темпе, ходьба на лыжах, плавание, гребля, катание на коньках.

    ГИБКОСТЬ

    гибкостьНемаловажное значение для всестороннего физического совершенствования человека имеет и гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Она зависит от подвижности в суставах, растяжимости мышц и связок. При хорошей подвижности в суставах все трудовые, бытовые и спортивные движения осваиваются легче. Известно также, что хорошо растянутые мышцы являются более сильными и способными к продолжительной работе. Гибкость тела можно улучшить в любом возрасте, но успешнее всего она поддаётся развитию у детей.

    Основной метод совершенствования гибкости - выполнение упражнений с увеличенной амплитудой. При этом все упражнения подразделяются на активные и пассивные. К активным относятся все маховые движения (махи ногами и руками в различных направлениях), вращательные движения во всех суставах, так называемые фиксированные упражнения (наклоны вперёд, в стороны, назад, повороты туловища), а также статические упражнения (удержание частей тела в крайних точках максимальной амплитуды). наклоны впередПассивные упражнения на гибкость выполняются с помощью партнёра по занятиям. Например, отец или мать помогает больше согнуться ребёнку, выполняющему наклон вперёд из положения сидя, или поднимает повыше ногу вперёд, в сторону или назад из стойки на другой ноге и т. д.

    Упражнения на гибкость тела эффективны лишь при регулярных занятиях и достаточно большом повторении движений. Комплекс упражнений для детей должен включать «шпагат», «мостик». Взрослые должны освоить наклоны вперёд с прямыми ногами, доставая при этом пол ладонями или касаясь головой ног во время наклона вперёд из положения сидя. Особенно важно для человека выполнять регулярные упражнения на гибкость позвоночника. Для этого используются вращения таза, прогибания, наклоны.

    Не менее важное значение имеют игровой и соревновательный методы, использование которых создает дополнительный стимул для предельного проявления скоростных возможностей за счет повышения интереса, мотивации, эмоционального подъема, духа соперничества занимающихся.

    Эффективным методом повышения скоростных возможностей является и вариативный метод.

    1.4 Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей

    Контрольные упражнения для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы: 1) для оценки быстроты простой и сложной реакции; 2) для оценки скорости одиночного движения; 3) для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах; 4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции .

    1.5 Воспитание двигательного качества быстрота

    При обучении основам техники и тактики игры учителю необходимо добиваться повышения уровня быстроты, скоростно-силовых способностей и прыжковой выносливости учащихся.

    Для воспитания быстроты движений используются скоростные упражнения. Продолжительность одного повторения скоростного упражнения колеблется в зависимости от пола, возраста, подготовленности учеников и конкретных задач – от 2-3 до 10-12 с. Длину дистанции выбирают такой, чтобы интенсивность работы сохранялась максимальной до конца попытки. Количество повторений не более 5-6.

    Интервалы отдыха между попытками от 1 до 2-3 мин. Чтобы поддержать возбудимость центральной нервной системы на достаточно высоком уровне, паузы между повторениями заполняют упражнениями малой интенсивности, при выполнении которых функционируют те же мышечные группы, что и в основном упражнении. Например, если учащиеся совершают серию рывков с мячом, то к месту старта они возвращаются медленным бегом или спокойной ходьбой, ведя мяч или жонглируя им.

    Чтобы предотвратить образование так называемого «скоростного барьера», заключающегося в стабилизации скорости и частоты движений, в занятия включают разнообразные игровые средства, постоянно их варьируя. В этом одна из причин широкого использования при воспитании быстроты подвижных игр и эстафет, в процессе которых ученики приспосабливаются к нестандартным условиям: передвигаются самыми неожиданными способами, моментально реагируют на смену обстановки. .

    Для воспитания скоростно-силовых качеств применяют всевозможные прыжки, разнообразные упражнения с баскетбольными и набивными мячами, подбирают такие упражнения, которые в координационном отношении сходны с уже освоенными двигательными навыками. Движения выполняются с полной амплитудой, например, приседания завершаются выпрыгиванием, часто применяются бросковые движения и т.п.

    Интенсивность и продолжительность работы в каждой попытке, число повторений, длительность и продолжений пауз отдыха - сохраняются такими же, как и в скоростных упражнениях. Не случайно упражнения на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств рекомендуют объединять в комплексы. Это создает дополнительные удобства при организации занятий и повышает моторную плотность урока физической культуры за счет ликвидации потерь времени на перестроение учащихся.

    Для повышения прыгучести школьников используют сочетания различных прыжков в «глубину» с последующим запрыгиванием на какое-либо возвышение или с выпрыгиванием вверх и доставанием высоко расположенного предмета (например, мяча, который учитель держит в поднятой руке, сетке баскетбольной корзины или нижнего края щита), многочисленные варианты прыжков через гимнастическую скамейку. .

    Важное место в скоростно-силовой подготовке учащихся на уроках футбола отводят подвижным играм, эстафетам с большим набором прыжкового, метательного и ударного характера. Например, в IV-V классах проводят такие игры, как «Охотник и утки», «Перестрелка», «Прыгуны», а в старших классах - различные варианты эстафеты «Гусеница», игра «Борьба за отскок» и т.п. Полезно также выполнять скоростно-силовые упражнения соревновательным методом, ставя перед учащимися задачи: «Кто дальше совершит пятерной прыжок?», «Кто выше подбросит набивной (для младших классов - баскетбольный) мяч?», «Какая пара сделает быстрее 10 передач в положении сидя на полу?» и др. При подборе средств скоростно-силовой подготовки предпочтение отдают движениям, сходным по структуре и условиям выполнения с игровыми двигательными действиями. Так, все чаще дают такие задания: выполнить в прыжке тот или иной прием ведения мячом (чаще всего ловлю-передачу); повернуться на 90, 180, 360о; перехватить высоко летящий мяч; накрыть бросок противника и т.п. Как перед отталкиванием, так и сразу после приземления при выполнении прыжков учитель следит за соблюдением правильной игровой стойки и рациональной техники всех перемещений игроков. .

    Для воспитания прыжковой выносливости в отдельные занятия включает такие специальные упражнения и игры, в которых развивается способность игрока длительное время выполнять прыжки максимальной мощности. Например, поймав мяч в прыжке, успеть до приземления передать его партнеру, бросить в корзину или ударить о баскетбольный щит. Применяют различные многоскоки, выполняемые на все большее расстояние.

    Прыжки со скакалкой способствуют не только развитию прыжковой выносливости, но и росту прыгучести и общей выносливости, совершенствованию координации движений, укреплению мышц голени и кистей рук. Однако далеко не все дети к четвертому классу умеют обращаться со скакалкой. Поэтому их необходимо вначале обучить навыкам прыжков со скакалкой. На это тратится не более 1 - 2 занятий, а для тех, кто продолжает отставать, разрабатывают индивидуальные домашние занятия.

    Прыжки со скакалкой выполняют различными по характеру движений и степени сложности способами. Можно прыгать последовательно, переступая каждой ногой скакалку, отталкиваясь от пола одновременно двумя ногами, на одной ноге. Можно совершать между прыжками промежуточные подскоки; вращать скакалку вперед и назад; делать один или два оборота за один прыжок; выполнять повороты вокруг своей оси на 45, 90, 180о; прыгать в полуприседе; сгибать в полете ноги назад или выносить колени вперед-вверх. С интересом выполняют старшеклассники совместные прыжки через скакалку, вдвоем и втроем, располагаясь затылком или боком друг к другу. Однако первоначально необходимо, чтобы учащиеся хорошо овладели навыком прыжка толчком двумя ногами с вращением скакалки вперед и затем переходили к изучению остальных разновидностей. .

    Чтобы учащиеся выполняли прыжки в заданном темпе, можно регулировать их метрономом. При отсутствии метронома учитель предлагает учащимся самостоятельно подсчитать, сколько прыжков (оборотов скакалки) они совершают за одну минуту, давая сигнал в начале упражнения.

    На втором этапе (11-14 лет) происходит формирование тактических умений. Совершенствование ранее изученных тактических действий осуществляется путем многократного повторения игровых и специальных упражнений. На этом этапе целесообразно использовать упражнения, в которых футболисту предлагается выполнить конкретное задание, например, «закрыть» определенного игрока, выполнять «открывание» на скорости, при атаке применять обводку соперника и т.д. на втором этапе начинается обучение футболиста умению взаимодействовать с партнером с дальнейшим совершенствованием этих действий. Тренер подбирает упражнения для разучивания простых взаимодействий: игра в «сетку», «скрещивание». Необходимым средством для обучения тактическим действиям на этом этапе являются просмотры игр команд мастеров, анализ игр своей команды с помощью видеозаписи. .