Прием и передача мяча в волейболе. «Обучение технике приема и передачи мяча снизу двумя руками в волейболе Волейбол прием снизу

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

WikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Удар мяча снизу опущенными и сцепленными в замок руками является самым основным и наиболее важным навыком в волейболе. Эта техника применяется для того, чтобы ударить мяч, находящийся ниже головы и, как правило, в качестве приема первой подачи или возврата мяча. Если вы собираетесь научиться играть в волейбол, вам нужно освоить этот удар, чтобы вы могли принимать и пасовать мяч.

Шаги

Встаньте на позицию. Вы должны поставить ноги на ширину плеч и немного наклониться вперед. Колени должны быть слегка согнуты, чтобы быть готовыми к движению. Вы должны соединить руки в последний момент перед приближением мяча; по приближении мяча, руки могут находиться примерно в пятнадцати сантиметрах одна от другой, и смыкать их вместе, когда мяч приближается к вам. Иначе будет сложно маневрировать, чтобы занять правильную позицию и отбить мяч.

Сделайте платформу из рук. Платформа - это область между запястьем и локтем, которая является “активной точкой” для удара по мячу. Чтобы сделать платформу, нужно соединить руки правильно и держать их прямо перед собой чуть ниже пояса с изогнутыми плечами. Соедините руки большими пальцами вместе. Не скрещивайте большие пальцы, так как можете потерять контроль над мячом.

  • Вы можете сжать одну руку в кулак, а второй обхватить ее (метод мяча) или спрятать большой палец в кулак на одной руке и обхватить второй (метод чашки).
  • Если используете метод чашки, большие пальцы должны быть параллельны друг другу, так же как и другие пальцы.
  • Помните, что нужно держать локти закрытыми, а колени согнутыми.
  • Пользуйтесь ногами. Пользуйтесь коленями и руками для того, чтобы отбить мяч. Люди думают, что все дело в руках, но на самом деле удар зависит от согнутых колен, которые создают импульс.

    Отбивайте мяч обеими руками. Выбирайте положение так, чтобы вы могли ударить мяч обеими руками. Иначе вы не сможете попасть по мячу правильно и провалите удар. Это может быть сложно, когда мяч летит на вас под неожиданным углом, но всегда важно стоять так, чтобы мяч ударил обе руки и вы могли направить его в нужном направлении.

    Двигайтесь к мячу, чтобы он падал прямо на вас. Конечно же, можно ударить мяч, стоя спиной к нему, но все-таки нужно убедиться, что вы контактируете с мячом, находящимся непосредственно перед вами (вам может понадобиться повернуться спиной к сетке).

    • Если вам не нужно возвращать мяч, раскачайте руки или поднимите их выше плеч. Если же нужно, медленно махайте руками назад столько, сколько понадобится.
  • Пасуйте мяч. Внимательно следите за мячом. Прослеживайте всю его траекторию даже после того, как отбили. Отбивайте мяч примерно на уровне талии. Как только он окажется над предплечьями, подпрыгните для того, чтобы выполнить удар. Старайтесь отбивать мяч предплечьями (выше ладони, но ниже локтя). В то же время, приподнимите руки чуть вперед и ни в коем случае не взмахивайте ими. Вопреки мнению неопытного большинства, сила удара должна идти от ваших ног, а не от рук.

  • Направляйте мяч. Наклоняйте или поворачивайте плечи для направления удара. Нельзя направлять мяч предплечьями, потому что их нужно держать ровно для создания платформы. Вместо этого двигайте руками так, чтобы они были вместе как одно целое. В идеале вы можете стать напротив траектории мяча, чтобы ударить его прямо. Старайтесь направлять его чуть правее центра сетки, так как именно там стоит связующий.

    • Вы должны опустить плечи и перенести вес вашего тела на мяч, летящий в направлении цели. Используйте платформу, чтобы отправить мяч точно в цель.
  • Следите за мячом после того как отбили его. Следите за мячом глазами, а не телом, пытайтесь держать подбородок внизу, так как это даст больше контроля над ним. Некоторые тренеры даже могут заставить взять воротник вашей рубашки в рот для того, чтобы научить вас удерживать подбородок внизу.

    • Как только отбили мяч, можете отдалить руки, но продолжайте держать их на расстоянии в пятнадцать или больше сантиметров одна от другой в ожидании мяча.
    • Не наклоняйтесь к мячу и не сгибайте спину; иначе будет плохой контроль. Согните колени и сделайте прыжок на шаг вперед или назад. Наклоняйтесь только в отчаянных ситуациях. Например, когда в полную силу бежите за мячом, который далеко от вас.
    • Держите ваши руки прямо и на одном уровне. Если одна рука будет выше второй, мяч отскочит перпендикулярно углу прикосновения. Этим можно воспользоваться, чтобы передать пас партнеру. Но сначала убедитесь, что умеете отбивать мяч прямо, чтобы в дальнейшем направлять его в желаемую точку.
    • Старайтесь не махать руками, когда пасуете мяч. Это приведет к неуправляемому пасу. Ваши руки не должны быть выше уровня плеч. Вместо этого попробуйте стать так, чтобы вы могли ударить его прямо или если это невозможно, наклонить плечи в направлении цели.
    • Если мяч летит на большой скорости, вам не понадобится прикладывать силу для удара (просто дайте мячу ударится о ваши руки, и направьте его с помощью ног).
    • Сохраняйте спокойствие и внимание.
    • Вы можете ударить мяч, чтобы послать его в сторону противника, в то время как опытные игроки пасуют мяч связующему, для выполнения подачи в прыжке.
    • Всегда ОСТАВАЙТЕСЬ НА НИЗКОМ УРОВНЕ. Это важно практически во всех аспектах волейбола. Такое положение увеличит контроль и силу подачи.
    • Практика определенно нужна в освоении подачи. Неплохой способ попрактковаться - это отбивать мяч от стены столько, сколько сможете.
    • Если вы играете больше чем с тремя людьми и хотите принять мяч, желательно кричать “МОЙ!”, чтобы избежать столкновений.
    • Не собирайте руки вместе в «чашку», такое действие сделает удар слишком сильным.
    • Не бойтесь бежать или нырять за мячом. Однако не бегите за мячом с соединенными руками. Из-за этого вы будете бежать медленно и пропустите мяч.
    • Вы можете вложить больше силы в удар, перемещая ваш вес непосредственно в его сторону.

    Предупреждения

    • Не скрещивайте пальцы. Если мяч случайно попадет по ним, это может привести к травмам.
    • Не бейте мяч ладонью. Большинство людей утверждают, что играть в волейбол больно, но это в основном потому, что они бьют мяч ладонью. Кроме того, ладонь не самая лучшая и гладкая платформа, ее неровность приводит к неточной подаче.
    • Не поднимайте и не переносите мяч. Удар должен быть быстрым. Если мяч остается в контакте с вами слишком долго, вам засчитают фол, и вы потеряете очко.
    • Если у вас нежная кожа или тонкая кость, то, скорее всего, у вас будут болеть предплечья уже после нескольких ударов. Не волнуйтесь, со временем вы привыкните, и боль пройдет.
  • Техника его выполнения заключается в следующем. Находясь в стойке готовности, волейболист принимает исходное положение - ноги на ширине плеч, согнутые в коленных суставах, одна впереди другой, руки выпрямлены и направлены вперед - вниз, локти приближены друг к другу, кисти соединены, туловище слегка наклонено вперед. При выполнении приема и передачи игрок располагается так, чтобы мяч был перед ним.

    Мяч принимается на предплечья, ближе к кистям рук. Движения прямыми руками вперед-вверх производятся только в плечевых суставах. Туловище выпрямляется, ноги активно разгибаются. Сопровождающее мяч движение выполняется за счет дальнейшего разгибания ног и туловища, а также плавного смещения рук вперед-вверх вслед за мячом.

    Выбор способа передачи мяча двумя руками снизу зависит от скорости полета мяча и высоты его траектории по отношению к игроку. При приеме мяча двумя руками снизу, летящего выше уровня пояса с незначительной скоростью, необходимы устойчивое положение игрока в средней стойке, плавное встреч­ное движение выпрямленных рук вперед-вверх, выпрямлением туловища и заключительное активное разгибание ног.

    Обучение передаче мяча двумя руками снизу осу­ществляется параллельно с усовершенствованием пе­редачи мяча двумя руками сверху. Ученики должны научиться применять передачи снизу и сверху в за­висимости от обстановки.

    Передача мяча на месте

    1. Передача мяча партнеру.Обратить внимание на технику выполнения приема.

    2. Передача мяча партнеру с выпадом в сторо­ны, вперед, назад.. Обратить внимание учащихся на необходимость своевременного выпол­нения выпада к падающему мячу.

    3. Прием и передача мячей, летящих по различ­ным траекториям.. Обратить внимание на изменение угла наклона рук при приеме и передаче в зависимости от траектории полета мяча: чем ниже траектория, тем больше угол наклона рук с последующим активным встречным движением их вперед-вверх.

    4. Прием и передача мячей, летящих с различ­ной скоростью. Учащиеся в парах располагаются на расстоянии 3-5 м друг от друга, поочередно пере­дают мяч, летящий с различной скоростью. Обратить внимание занимающихся на необходимость быстрого встречного движения рук к мячу, летящему с незна­чительной скоростью, и относительно медленном сме­щении рук вперед-вверх при увеличении скорости по­лета мяча. В том случае, когда мяч летит с большой скоростью, т. е. после удара, следует снижать ско­рость полета мяча за счет амортизации, когда в мо­мент приема мяча туловище несколько приподни­мается, а руки незначительно смещаются вверх-назад.



    5. Игроки располагаются на расстоянии 1,5-2 м от стенки, передают мяч двумя руками снизу с уда­ром о стенку (максимальное количество раз).

    6. Прием и передача мяча с изменением направ­ления под углом 45°. Обратить внимание учащихся на не­обходимость движения рук в направлении вперед-вверх-вправо после соприкосновения с мячом; левая нога разгибается активно; тяжесть тела переносится на правую ногу. То же, но в другую сторону. Руки после соприкосновения с мячом движутся в направлении вперед-вверх-влево, правая но­га разгибается актив­но, тяжесть тела пере­носится на левую ногу.

    7. Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 3, колонна игроков - в зоне 5. Передача мяча из зоны 4 в зону 5, оттуда поочередно в зону 3 с возвращением мяча в зону 4.

    8. Передача мяча из зоны 2 в зону 1, оттуда в зону 3 с возвращением мяча в зону 2. Основное внимание уделяется переда­че мяча из зоны 1 в зону 3 .

    9. Передача мяча с изменением направления под углом 90°

    Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 2, колонна игроков в зоне 6. Поочередно из зо­ны 6 направляют мяч в зону 2, затем в зону 4.

    Прием и передача мяча через сетку.

    Передача мяча после перемещений

    1. Передача мяча после перемещения вперёд, в стороны, назад. В парах..

    2. Учащиеся располагаются в парах на расстоя­нии 4 м. Один несильным ударом направляет мяч другому на 1 м ближе, левее или правее его.

    23. Волейбол. Система игры в защите, их разновидности, характеристика и методика обучения. Существуют две основные системы защиты в волейболе: «углом вперед» и «углом назад».Принципиальное отличие этих двух систем заключается в исходном положении игрока зоны 6.

    При системе защиты «углом вперед» игрок зоны 6, в исходном положении, находится в районе линии нападения. Поэтому, угол, образованный игроками зон 5, 6, 1 направлен в сторону средней линии, то есть вперед (отсюда и название системы защиты «углом вперед»). Тогда как при системе защиты «углом назад» игрок зоны 6, в исходном положении, находится в метре за лицевой линией и угол, образованный игроками зон 5, 6, и 1 направлен назад.



    Система защиты «углом вперед».

    Задача защитника зоны 5 - как можно раньше предугадать направление и силу нападающего удара и, в зависимости от этого: а) переместиться для приема отскочившего от блока мяча, в том числе в аут (за боковую и лицевую линии); б) «выйти» из-за блока (или «в дырку» в блоке), перемещаясь вдоль боковой линии, в незащищенное место площадки, для приема нападающего удара; в) переместиться в направлении зоны 6 для приема скидки.

    Задача защитника зоны 1 - как можно раньше предугадать направление и силу нападающего удара и, в зависимости от этого: а) переместиться для приема отскочившего от блока мяча, в том числе в аут (за боковую и лицевую линии); б) начать перемещение вдоль боковой линии для приема нападающего удара по линии, вплоть до линии нападения; в) в случае необходимости, выполнить прием скидки в зону 2.Задача защитника зоны 6 – принять скидки во всех направлениях.Система защиты «углом назад».

    Задача защитника зоны 5 - принять сильный нападающий удар в район боковой линии, или, если удара не последовало, принять скидку в район зоны 3 и 6, а если игрок зоны 4 участвует в блокировании, то и скидку в район зоны 4.Задача защитника зоны 1 - принять сильный нападающий удар в район боковой линии, или, если удара не последовало, принять скидку в район зоны 2, 3, или 6.

    И, наконец, задача защитника зоны 6 - как можно раньше предугадать характер нападающего удара и, в зависимости от этого: а) принимать мячи, отскочившие от блока после нападающего удара в район лицевой линии, или за нее; б) принимать скидки, направленные в углы площадки, за игроков зон 5 и 1; в) принимать нападающие удары, направленные, примерно, в двухметровую зону от лицевой линии; г) принимать скидки, направленные в зону 6.

    Рассмотренные принципы индивидуальных тактических действий игроков задней линии применимы при любых тактических комбинациях нападения, при завершении атаки из любого номера.

    Стерлитамакский район

    МОБУ СОШ с. Новофедоровское

    Конспект урока

    «Обучение технике приема и передачи

    мяча снизу двумя руками

    в волейболе»

    Составил: учитель ф.к. Тимофеев С.В.

    Проработав много лет учителем физкультуры, подробно рассматривая трудности и ошибки, которые возникают у школьников при изучении волейбола, я рекомендую упражнения, с помощью которых можно исправить эти ошибки или вовсе избежать их.

    Особенности методики обучения приёмов мяча

    Целями организации и проведения уроков волейбола являются освоение занимающимися данной спортивной игры, ее популяризация и приобщение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. Для организации и проведения занятий по волейболу

    школа должна иметь соответствующую материальную базу: игровую площадку, а также необходимый инвентарь: волейбольные мячи, волейбольную сетку, которая может устанавливаться на разной высоте.

    Приём мяча снизу двумя руками

    Первый урок волейбола проводится в виде теоретического занятия. Последующие уроки служат для решения основных задач по обучению техническим элементам игры, формированию умений и навыков, необходимых для волейбола.

    Планирование занятий по волейболу должно строиться исходя из задач изучаемого предмета и с учетом индивидуальных особенностей учеников. Задачи необходимо ставить на каждый урок и даже на его отдельные части. В то же время учитель должен быть готовым к решению более отдаленных задач, которые предстоит реализовать на следующих занятиях. Следует помнить, что в процессе обучения на одном уроке обычно решается 3–4 задачи. При этом очень важно разграничить основные и второстепенные задачи, реализуя их в соответствии с возрастом и уровнем физической подготовленности занимающихся. Для создания наиболее благоприятных условий при изучении игровых приемов необходимо придерживаться следующей последовательности:

    Общее ознакомление с игровым приемом.

    Выполнение игрового приема в упрощенных условиях.

    Изучение технического приема в условиях, приближенных к игровым.

    Совершенствование игро­вого приема в групповых упражнениях и игре.

    При подборе упражнения следует избегать однообразия, а при выполнении – большого количества повторений. Рекомендуемые задания должны постоянно видоизменяться, дополняться другими. Интерес к занятиям будет выше, если использовать соревновательную форму проведения урока: «Кто больше выполнит передач?», «Чья группа дольше продержит мяч в воздухе?» – и т.д.

    Таким образом, только правильно организованный учебный процесс, систематическое проведение комплекса мероприятий, направленных на предупреждение травматизма, позволит сохранить и укрепить здоровье учащихся и добиться их спортивного совершенствования.

    1. Техника приема мяча снизу двумя руками

    Прием подачи чаще всего производится снизу двумя руками. Это самый надежный способ, и волейболисты всего мира так обычно принимают подачу. На рис. 1 показано положение игрока, принимающего мяч с подачи этим способом. В исходном положении ноги согнуты, одна нога немного впереди, руки подготовлены для приема мяча. Большое значение имеет положение рук. Кисти рук сомкнуты и отведены вниз. Руки прямые, развернуты кнаружи и максимально сближены. Очень важно своевременно занять показанное исходное положение. Для этого игрок должен уметь передвигать возможное направление подачи и своевременно выйти на удобную позицию для приема.

    1. Прием мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий, иногда говорят «на манжеты». Руки в момент приема мяча выпрямлены, грубой ошибкой будет сгибание их в локтевых суставах. Не должно быть сильного встречного движения рук, они приближаются к месту встречи с мячом за счет некоторого разгибания ног, руки подставляют под мяч, регулируя траекторию первой передачи, но не «отбивают» его. Существует даже выражение «прием подачи осуществляется ногами», подчеркивая этим роль своевременного выбора исходного положения. Степень сгибания ног зависит от траектории подачи, при очень низкой – игрок принимает мяч с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину.

    2. Подготовительные упражнения

    Определение навыком приема подачи во многом зависит от уровня развития определенных физических качеств, развитие которых и составляет начальный этап подготовки. В группе этих упражнений (подготовительных) входят следующие:

    · Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями. То же, но кисти сомкнуты (пальцы сцеплены)

    · Из упора стоя у стены, одновременное попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах: ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы сомкнуты или расставлены.

    · Из упора стоя у стены отталкивание ладонными и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой.

    · В упоре лежа передвижения на руках по кругу, носки ног на месте.

    · Передвижение в упоре лежа, ноги удерживает партнер (для мальчиков).

    · Из упора присев, разгибаясь вперед-вверх, перейти в упор лежа.

    · Броски набивного мяча (вес 1 кг) снизу двумя руками в стену, после отражения от стены подставить руки (положение приема снизу).

    · То же в парах, расстояние – 3-4 м.

    Бег с ускорением из статического положения в ответ на сигнал (обычно зрительный) и остановка после пробегания расстояния от 1 до 5 м.

    · То же, но ускорение вправо, влево, спиной вперед.

    · То же, но приставными шагами – лицом, правым, левым боком, спиной вперед.

    · Упражнения с ловлей набивного мяча весом 1 кг двумя руками на уровне коленей, руки прямые.

    · Броски набивного мяча (1 кг) на расстоянии до 10 м и ловля руками снизу. Броски различных мячей на расстояние 15-20 м и ловля.

    В этих упражнениях вырабатывается умение соразмерять свои действия с учетом направления полета мяча и развивается скорость реакции на движущийся объект, что очень важно при приеме подачи.

    Перечисленные упражнения применяются в занятиях систематически, даже тогда, когда юные спортсмены уже научились играть в волейбол. После определенного периода использования этих упражнений приступают к упражнениям с волейбольным мячом. Вначале применяют подводящие упражнения.

    3. Подводящие упражнения

    В первую очередь надо научить правильному положению рук, кистей. Наиболее распространенным является такое положение рук, когда правая ладонь накладывается на левую, большой палец левой руки прижимается к пальцам правой и располагается параллельно большому пальцу правой руки. Обе кисти отгибаются внизу и в приеме мяча не участвуют. На рис. 2 показаны способы соединения кистей рук. Каждый спортсмен выбирает для себя способ

    · Отбивание волейбольного мяча, подвешенного на шнуре. Движение рук - главным образом за счет разгибания ног – в плечевых суставах незначительно, в локтевых отсутствует. Основная задача – почувствовать положение рук в момент приема.

    · То же, после перемещения вправо, влево и остановки.

    · Прием мяча снизу, мяч набрасывает партнер (расстояние – 2-3 м, которое затем постепенно увеличивается до 10-15 м).

    · У стены: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение руками незначительное и производится преимущественно за счет разгибания ног.

    · То же, но мяч посылать в стену передачей сверху двумя руками. Расстояние постепенно увеличивается. выполнять на месте и после перемещения вперед, вправо, влево, назад.

    а,б,в - правильно, г, д, е - с ошибками

    рис. 2

    · То же, но мяч посылать в стену ударом одной рукой.

    · Передачи над собой снизу многократно (жонглирование).

    · Броски мяча вверх-вперед, догнать и выполнить прием снизу после его отскока.

    · Прием мяча в зону 6, мяч через сетку набрасывает партнер.

    Систематическое применение подготовительных упражнений (для развития специальных качеств) и освоение подводящих упражнений создают прочную основу для овладения навыками приема подачи в совершенстве. Главными здесь будут упражнения по технике. Они весьма многообразны.

    Стойки игрока

    Различают высокую, среднюю и низкую стойки, которые различаются положением ног, рук, туловища, углом между бедром и голенью. Высокая стойка применяется для разбега, выполнения нападающего удара и блокирования; средняя – для выполнения передач; низкая – для игры в защите.

    Возможные ошибки

    ноги выпрямлены или чрезмерно согнуты в коленях;

    руки опущены;

    поочередное выполнение стоек на месте;

    принятие той или иной стойки по сигналу учителя;

    принятие различных стоек после выполнения каких-либо заданий;

    подвижная игра «Воробьи и вороны», где исходными положениями являются стойки волейболиста;

    перемещения по площадке в стойке волейболиста;

    имитация различных стоек у зеркала.

    Прием мяча снизу двумя руками.

    Приём мяча снизу относится к технике защиты. Данный приём выполняют двумя и одной рукой. При обучении приёма мяча снизу двумя руками учитель заостряет внимание уч-ся на своевременном выходе под мяч. После перемещения к месту встречи с мячом игрок вместе с последним стопорящим шагом левой ноги выносит вперед руки, вытянутые и слегка напряженные, кисти соединены вместе. Ноги согнуты в коленях, туловище несколько наклонено вперед. Руки располагаются перпендикулярно траектории полета мяча. Вес тела переносится на впереди стоящую ногу. Прием производится в широком выпаде движением рук вперед вверх.

    При приближении мяча, встречное движение начинают ногами, руки включаются в работу несколько позже. Прием мяча производится на нижнюю часть предплечья. Нельзя сгибать руки в локтевых суставах в момент приема мяча. Не должно быть и большого встречного движения рук вперед вверх.

    Упражнения для обучения приему мяча снизу.

    Имитация приема снизу двумя на месте и после перемещения.

    Сделать выпад правой (левой) ногой вперед, взять прямыми руками набивной мяч (вес 1кг.) и не сгибая рук, бросить мяч вверх.

    То же, что и упр. 2, но выполнить после бега вперед и остановки.

    В парах. Броски набивного мяча снизу двумя. Обратить внимание, чтобы руки были прямые и не поднимались выше уровня плеч.

    Прием снизу подвешенного волейбольного мяча стоя на месте и после перемещения.

    «Жонглирование» мячом – непрерывное отбивание мяча вверх снизу двумя руками.

    Передача снизу

    Используется при приеме подач, при игре в защите, при перебивании мячей через сетку.

    Возможные ошибки

    несвоевременный выход к мячу;

    неправильное положение и движение рук;

    несоответствие скорости движения рук и ног скорости полета мяча;

    отсутствие согласованности в движении рук, туловища и ног.

    имитационные движения для уточнения положения рук, одновременное их движение в плечевых и локтевых суставах в сочетании с работой ног;

    в парах: один игрок набрасывает мяч другому в удобное для приема положение, а тот возвращает его нижней передачей;

    удар о пол мячом, затем перемещение и нижняя передача партнеру;

    выполнение передачи над собой снизу двумя руками – на месте, в движении;

    прием и передача мяча двумя руками снизу у стены или сетки.

    подвижные игры: «Мяч в воздухе», «Мяч капитану».

    Передача мяча двумя руками снизу

    Передача мяча двумя руками снизу - элемент техники, наиболее часто применяемый в игре. Он используется при приеме мяча после подачи, при игре в защите, при страховке и при перебивании че­рез сетку мячей, далеко летящих за пределы площад­ки. Этот элемент техники игры наиболее надежен на начальном этапе обучения, когда ученики еще не обладают достаточно высокой подвижностью.

    Техника его выполнения заключается в следую­щем. Находясь в стойке готовности, во­лейболист принимает исходное положение - ноги на ширине плеч, согнутые в коленных суставах, одна впереди другой, руки выпрямлены и направлены впе­ред - вниз, локти приближены друг к другу, кисти соединены, туловище слегка наклонено вперед. При выполнении приема и передачи игрок располагается так, чтобы мяч был перед ним.

    Мяч принимается на предплечья, ближе к кистям рук. Движения прямыми руками вперед-вверх производятся только в плечевых суставах. Ту­ловище выпрямляется, ноги активно разгибаются. Сопровождающее мяч движение выполняется за счет дальнейшего разгибания ног и туловища, а также плавного смещения рук вперед-вверх вслед за мячом.

    Выбор способа передачи мяча двумя руками снизу зависит от скорости полета мяча и высоты его траек­тории по отношению к игроку. При приеме мяча двумя руками снизу, летящего выше уровня пояса с незначительной скоростью, необходимы устойчивое положение игрока в средней стойке, плавное встреч­ное движение выпрямленных рук вперед-вверх, вы­прямлением туловища и заключительное активное разгибание ног.

    Если мяч летит на уровне пояса, то наклон туловища игрока вперед выражен незначи­тельно. В фазе амортизации и отскока мяча от рук туловище игрока смещается назад-вверх; скорость движения рук незначительна, что способствует смяг­чению удара и снижению скорости полета мяча после соприкосновения его с руками.

    При приеме двумя руками снизу мяча, летящего с большой скоростью (18-20 м/с) ниже уровня пояса, учащийся больше сгибает ноги в коленных суставах в исходном поло­жении; ОЦТ понижается за счет увеличения сгиба­ния ног в коленных суставах; руки, амортизируя удар, смещаются назад-вниз

    Целесообразно включать прием мяча двумя рука­ми снизу в каждое занятие в виде эстафет у стены, встречных передач, чтобы постоянно закреплять на­вык в этом упражнении.

    Обучение передаче мяча двумя руками снизу осу­ществляется параллельно с усовершенствованием пе­редачи мяча двумя руками сверху. Ученики должны научиться применять передачи снизу и сверху в за­висимости от обстановки.

    Передача мяча на месте

    1. Передача мяча партнеру. Расстояние между учениками около 4 м. Партнер набрасывает мяч пе­редающему игроку так, чтобы ему было удобно принять его двумя руками снизу. Передающий, приняв мяч, из исходного положения передает его партнеру. Обратить внимание на технику выполнения приема.

    2. Передача мяча партнеру с выпадом в сторо­ны, вперед, назад. Партнер набрасывает мяч на 0,5 м левее, правее передающего, ближе к нему или за его голову. Передающий, сделав выпад, стремится при­нять мяч на нижнюю часть параллельно расположен­ных предплечий и согласованным движением ног, туловища и рук передает мяч. Обратить внимание учащихся на необходимость своевременного выпол­нения выпада к падающему мячу.

    3. Прием и передача мячей, летящих по различ­ным траекториям. Игроки в парах располагаются на расстоянии 3-5 м друг от друга, поочередно пере­дают мяч по низкой, средней и высокой траектории. Обратить внимание на изменение угла наклона рук при приеме и передаче в зависимости от траектории полета мяча: чем ниже траектория, тем больше угол наклона рук с последующим активным встречным движением их вперед-вверх.

    4. Прием и передача мячей, летящих с различ­ной скоростью. Учащиеся в парах располагаются на расстоянии 3-5 м друг от друга, поочередно пере­дают мяч, летящий с различной скоростью. Обратить внимание занимающихся на необходимость быстрого встречного движения рук к мячу, летящему с незна­чительной скоростью, и относительно медленном сме­щении рук вперед-вверх при увеличении скорости по­лета мяча. В том случае, когда мяч летит с большой скоростью, т. е. после удара, следует снижать ско­рость полета мяча за счет амортизации, когда в мо­мент приема мяча туловище несколько приподни­мается, а руки незначительно смещаются вверх-назад.

    5. Игроки располагаются на расстоянии 1,5-2 м от стенки, передают мяч двумя руками снизу с уда­ром о стенку (максимальное количество раз).

    6. Прием и передача мяча с изменением направ­ления под углом 45°. Трое учащихся располагаются у вершин воображаемого треугольника на расстоянии 3 м друг от друга. Передача мяча слева-направо, в средней стойке. Обратить внимание учащихся на не­обходимость движения рук в направлении вперед-вверх-вправо после соприкосновения с мячом; левая нога разгибается активно; тяжесть тела переносится на правую ногу. То же, но в другую сторону. Руки после соприкосновения с мячом движутся в направлении вперед-вверх-влево, правая но­га разгибается актив­но, тяжесть тела пере­носится на левую ногу.

    7. Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 3, колонна игроков - в зоне 5. Передача мяча из зоны 4 в зону 5, оттуда поочередно в зону 3 с возвращением мяча в зону 4.

    8. Передача мяча из зоны 2 в зону 1, оттуда в зону 3 с возвращением мяча в зону 2. Основное внимание уделяется переда­че мяча из зоны 1 в зону 3 .

    9. Передача мяча с изменением направления под углом 90°

    Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 2, колонна игроков в зоне 6. Поочередно из зо­ны 6 направляют мяч в зону 2, затем в зону 4.

    Прием и передача мяча через сетку. Учащиеся в колоннах располагаются с противоположных сторон сетки в 2 м от нее. Мяч передается по не­высокой траектории - 0,5-1 м над сеткой.

    Игроки в колон­нах располагаются в зонах 4, водящие - в зонах 3.

    Передача мя­ча из зоны 3 в зону 4, оттуда через сетку в зону 6 .

    Учащиеся в колоннах располагаются в зонах 2 правым боком к сетке, водящие в зонах 6. Пере­дача мяча из зоны 6 в зону 2, оттуда в зону 6 .

    Прием мяча от сетки. Занимающиеся в колон­нах расположены в зонах 4 в 1,5 м от сетки лицом к ней. Водящий с мячом стоит в зоне 6 в 3-4 м от сетки и бросает мяч в сетку; мяч поочередно после выхода вперед принимают игроки, стоящие в колонне, и передают водящему в зону 3 . Учащимся следует объяснить, что мяч отскакивает от сетки по-разному, в зависимости от того, в какое место сетки он попадает и с какой скоростью направлен в сетку.

    Передача мяча после перемещений

    1. Передача мяча после перемещения вперёд, в стороны, назад. В парах. Один не добрасывает мяч партнёру на 1-2 м, набрасывает левее, правее или за голову. Другой старается переместиться к летящему мячу так, чтобы до касания к нему руками уже находился в исходном положении.

    2. Учащиеся располагаются в парах на расстоя­нии 4 м. Один несильным ударом направляет мяч другому на 1 м ближе, левее или правее его.

    То же, что и в упражнении 2, но расстояние между игроками 6 м. Ударом или передачей мяч на­правляется партнеру на 1,5-2 м от него.

    Учащиеся в колонне располагаются в зоне 6,. учитель с мячом в зоне 3. Учитель несильным ударом направляет мяч в зону 5 или 1. Учащиеся поочеред­но после перемещения в сторону принимают мяч и передают его в зону 3. Учитель с мячом стоит на стуле в зоне 3 с одной стороны сетки, учащиеся построены в колонну в зоне 6 - с другой.

    Обучение передаче мяча двумя руками снизу перед собой, в стороны и за голову на месте

    1. Ознакомление с исходным положением перед вы­полнением передачи мяча двумя руками снизу.

    2. Упражнение в парах. Из исходного положения бросок мяча партнеру. Занимающиеся должны выпол­нять упражнение согласованным разгибанием ног и ту­ловища, а также движением рук вперед-вверх.

    3. Упражнение в парах. Один занимающийся набра­сывает мяч партнеру на предплечья выставленных вперед-вниз прямых рук, тот ударом снизу отбивает его в обратном направлении.

    4. То же, что и упр. 3, но мяч партнер не добрасыва­ет, бросает левее или правее на 0,5 м от занимающегося, который вначале должен выполнить выпад или при­ставной шаг в сторону, а потом подбить мяч. Руки в момент удара в локтевых суставах не сгибают.

    5. Передача мяча двумя руками снизу в парах. Рас­стояние между 4м.

    6. Передача мяча по треугольнику слева направо и справа налево. Перед передачей занимающийся должен принять исходное положение, повернуться лицом в на­правлении передачи и расположиться так, чтобы мяч можно было принять перед собой.

    7. То же, что и упр. 6, но четверо занимающихся передают мяч в сторону под углом 90°.

    8. Упражнение в парах. Бросок мяча за голову. Пе­ред броском занимающийся делает выпад вперед и, прогнувшись, прямыми руками посылает мяч за голову на партнера.

    9. Передача мяча за голову. Трое занимающихся располагаются в колонну по одному. Крайний набрасы­вает мяч среднему, а тот ударом двумя руками снизу посылает мяч за голову на партнера.

    10. Упражнение в парах. Передача мяча двумя ру­ками снизу через сетку.

    Обучение передачам мяча двумя руками снизу после перемещений

    вперед, в стороны и назад

    1. Упражнение в парах. Один занимающийся не ­добрасывает мяч партнеру, бросает левее, правее, за голову; другой выбегает под мяч, принимает исходное положение и ловит мяч, а затем имитирует передачу. Руки выпрямлены. Ноги и туловище разгибают одно­временно с движением рук.

    2. То же, что и упр. 1, но занимающийся, выйдя под мяч, подбивает его двумя руками снизу, направляя на партнера. В момент удара руки не должны сгибаться в локтевых суставах.

    3. Занимающиеся в колонне по одному. Тренер не ­добрасывает мяч на 1-1,5 м, занимающийся выбегает вперед и ударом двумя руками снизу возвращает ему мяч по средней траектории.

    4. Трое занимающихся с мячами располагаются в зоне нападения с интервалом 2,5 м. Остальные построе­ны в колонну по одному в зоне 5, откуда поочередно выбегают вперед и подбивают наброшенный им мяч, а затем перемещаются вправо и подбивают мяч, наброшенный другим, и т.д.

    5. То же, что и упр. 4, но построены в зоне 1 и перемещаются влево.

    6. Занимающиеся располагаются в шеренге на ли­нии нападения лицом к сетке. Тренер из зоны 3 на­брасывает мяч за голову первому занимающемуся, кото­рый после перемещения назад подбивает мяч двумя руками снизу, направляя его тренеру. Обучающимся необходимо быстро перемес­титься назад так, чтобы до удара руками по мячу нахо­диться в устойчивом поло­жении

    7. Встречная передача мяча через сетку в колон­нах.

    8. То же, что и упр. 4, но мяч не добрасывается и пе­ребивается через сетку.

    9. Передача мяча двумя руками снизу в зону 2 после перемещения из зоны 6 в зону 1.

    1. Упражнение в парах. Один занимающийся с рас­стояния 7-8 м несильным ударом направляет мяч по средней траектории на партнера, который принимает его. Если мяч летит выше пояса, то занимающийся при­нимает его двумя руками сверху, если ниже -двумя руками снизу.

    2. То же, что и упр. 1, но расстояние между зани­мающимися 10-11 м.

    3. Упражнение в тройках. Двое занимающихся с рас­стояния 9-10 м поочередно подают мяч на третьего. При подаче мяча партнером снизу принимающий пере­дает его двумя руками сверху, при верхней подаче принимающий передает мяч двумя руками снизу.

    4. То же, что и упр. 3, но мячи подают через сетку с расстояния 6-7 м от нее.

    Обучение приему мяча после подачи

    1. Занимающиеся располагаются на одной половине площадки (рассредоточено, независимо от зоны), тре­нер с мячом - на противоположной - за лицевой ли­нией. Тренер имитирует различные способы подачи, занимающиеся внимательно следят за его действиями и в зависимости от способа подачи (по заранее уста­новленному заданию) выполняют шаг вперед, назад, в стороны.

    2. Трое занимающихся располагаются в зонах 1, 6 и 5, остальные поочередно подают мяч. После приема мяч направляют в зону 3.

    3. То же, что и упр. 2, но мяч после приема направ­ляют в зону 2.

    4. То же, что и упр. 2, но мяч после приема направ­ляют в зону 4.

    В этой статье мы разберем прием мяча - важнейший элемент, необходимый для приема подачи противника.

    В современном волейболе невозможно обойтись без умения принимать мяч: снизу и сверху.

    Нижний прием используется для:

    • Приема
    • Защитных действий в поле
    • Вынужденного - передачи на удар партнеру.
    • Вынужденного направления мяча на сторону противника - последний, третий, удар.
    • Паса в

    Нижний прием подачи

    Прием - это первый шаг для нападения. При помощи грамотного приема нужно дать высокий четкий пас в третий номер на расстояние 1-го метра от . Далее третий номер дает пас нападающему игроку.

    Элементы приема:

    При скорости подачи мяча в профессиональном волейболе более чем 30 м/сек. и времени самого полета менее 0,5 секунды у принимающего просто нет времени на перемещение. В таком случае принимать приходится поворотом корпуса и платформы приема.

    Прием нападающего удара

    Элементы приема:

    • Готовность . Как только нападающий прыгает на удар, либеро готовится принимать мяч в предполагаемом месте. Ноги параллельно друг другу и согнуты в коленях. Голова приподнята, спина пряма. Следим за рукой нападающего, а после удара - за мячом.
    • Обработка мяча . Держим зрительный контакт с мячом. Не делаем встречного движения - просто подставляем руки для приема. Сила удара поглощается отведением рук чуть назад при приеме мяча.
    • Точка контакта с мячом - низко от пола и подальше от корпуса.

    Если мяч летит не в руки, то прием осуществляется разворотом платформы.


    Распространенные ошибки

    Хороший нижний прием - сложная штука, как бы просто это ни выглядело со стороны. Распространенными ошибками являются:

    • Прием мяча не на нижнюю часть предплечий, а на кисти и костяшки рук.
    • Встречное движение на мяч, отчего полет мяча непредсказуем.
    • Отсутствие работы ногами - при приеме они должны быть полусогнуты, а при контакте с мячом чуть распрямляться, задавая направление мячу.
    • Неплотно прилегающие друг к другу руки.

    Верхний прием

    Редко профессионалы используют верхний прием подачи и нападающего удара, т.к. мяч летит с такой силой и скоростью, что успеть принять и проконтролировать его можно только нижним приемом.

    Но любители очень часто принимают мяч сверху. Элементы такого приема:


    Главный нюанс здесь - стараться полностью обхватить мяч пальцами. Тогда мы сможем полностью контролировать его траекторию.

    Скорость и направление мяча определяется силой разгибанием локтей и активностью работы пальцев.

    Распространенные ошибки верхнего приема


    Видео

    Если подачу можно отрабатывать самостоятельно, то прием полностью зависит от подачи.

    Игрок на подаче и игрок на приеме находятся в разных условиях. Первому психологически легче, так как его результаты зависят только от него самого. Ему никто не мешает в обращении с мячом: он сам выбирает цель, расстояние до лицевой линии, силу удара. Второй же игрок лишен этих преимуществ. Поэтому для того чтобы прием подачи не был слабым местом в игре команды, необходимо включать в программу занятий упражнения, развивающие быстроту, ловкость, координацию движений.

    Техника приема

    Чтобы исполнение приема мяча снизу соответствовало качеству тактической игры команды в целом, тренер должен хорошо узнать индивидуальный уровень возможностей каждого игрока и только после этого строить тактику игры. Качество приема мяча снизу зависит от стойки игрока: положения ног, корпуса и рук.

    1. Ноги должны находиться в удобной широкой стойке в согнутом положении и быть параллельны друг другу.

    2. Корпус прямой. При обучении приему мяча снизу тренер обязательно должен обратить внимание на спину ученика, чтобы быстро исправить ошибки. Если корпус немного наклоняется вперед, то спина выгибается, и со временем может развиться сутулость. Поэтому спина должна быть выгнута вперед, плечи развернуты, положение головы – такое, чтобы глаза смотрели прямо. Полет мяча, его уровень, изменение направлений определяет только взгляд. Выбор позиции для приема мяча – основа последующей точной передачи. Для этого каждый игрок должен знать: принимать позицию для приема мяча надо после того, как мяч пролетит половину или треть пути. Когда мяч рядом с игроком или уже над головой – ошибка неминуема.

    3. Кисти в «замке», руки прямые, вытянуты и опущены вниз. Прием идет на предплечья. Положение корпуса и рук максимально взаимосвязано. Все зависит от полета мяча, его силы и цели передачи.

    Тактические хитрости

    Если при приеме мяча сверху тренер может поставить плохо принимающих учеников в безопасные зоны, то нижний прием должны уметь выполнять все. Для этого выстраивается система защиты, которая требует строгого соблюдения.

    1. Качество приема мяча снизу зависит от строгой игровой дисциплины принимающих и от действий игроков атакующей команды. Каждый игрок должен знать свою задачу, место на площадке, чтобы не мешать товарищу в выборе позиции. Подачи принимают только справа (за исключением игрока зоны 5).

    2. Игроки при приеме нападающих ударов из зоны 4 должны стоять по диагонали.

    3. При приеме игроки задней линии сдвигаются вправо. Этого можно добиться путем соблюдения строгой дисциплины при тактическом построении игроков. Игрок зоны 6 может располагаться только в двух позициях: у трехметровой линии при страховке своих игроков передней линии или на 1–2 м дальше к задней линии по отношению к расположению игроков зон 1 и 5. Расположение игроков зон 1, 5 и 6 в одну линию – грубая ошибка.

    Упражнения для обучения приему мяча снизу

    При назначении игроков на прием следует ориентироваться на выполнение ими сложных упражнений, дающих большую физическую нагрузку.

    Прием мяча снизу отрабатывается как индивидуально (броски в стену и прием отскочившего мяча), так и в группах.

    1. В парах и тройках принимающий игрок отрабатывает прием сильных ударов или бросков на своей стороне площадки.

    2. То же – через сетку.

    3. То же – в определенной игровой зоне.

    4. Для выработки низкой стойки удары надо делать вниз. Правильной низкой стойки можно добиться путем быстрого опускания на одно колено, сохраняя при этом прямое положение корпуса. Возможная ошибка: прием идет на почти прямых ногах за счет сгибания спины и опускания предплечий.

    5. Для разворота предплечий вправо или влево бросок мяча идет прямо в грудь. Вес тела переносится на одну ногу, а предплечья занимают место корпуса. Это движение часто применяется при низких ударах в корпус, когда возможности отхода нет.

    6. Перемещение в низкой стойке без движения рук в стороны. Качество передач всегда выше, если руки делают движение снизу вверх перед корпусом. Для этого надо вначале сделать 2–3 шага в сторону, а затем принять мяч.

    7. Упражнение с несколькими мячами. Принимающий совершенствует сразу 2–3 варианта приема мяча снизу: после сильной подачи, укороченных бросков, бросков в корпус.

    8. Игрок набрасывает мяч с противоположной стороны площадки. Его партнер должен выполнить прием и совместно с партнерами произвести розыгрыш мяча. Главное в этом упражнении – внимательность и правильный выбор позиции.

    9. На приеме остаются три человека: два принимающих игрока и разводящий. Главная задача принимающих – довести мяч до разводящего. Когда эта задача выполнена, команда может решать любые тактические задачи в нападении.