Подготовка к олимпиадам по биологии. Подготовка к олимпиадам по химии и биологии Краткий курс биологии для подготовки к олимпиаде

Подготовка к олимпиадам

по биологии

Учитель биологии

МОУ «МГМЛ»

Магнитогорск

Введение. 2

1. Теоретическая подготовка. 3

1.1. Работа с текстами. 3

1.2. Работа с таблицами. 6

1.3. Задания на соответствие. 11

2. Практическая подготовка. 14

2.1. Ботаника. 14

2.2. Зоология. 19

2.3. Анатомия. 28

Введение

Олимпиады по биологии позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению базового учебного предмета «Биология». Олимпиада даёт возможность заинтересовать широкий круг учащихся и популяризовать биологические знания.

Олимпиада является одной из форм внеклассной работы . Первый отборочный тур проводится на школьном этапе, а затем на уровне района, города и т. д. Поэтому одной из главных задач олимпиады является выявление наиболее способных школьников и их подготовку к разным этапам олимпиадного движения. Предлагаемое пособие могут использовать учителя биологии и учащиеся, интересующиеся биологией и самостоятельно готовящиеся к олимпиаде.

Задания, проверяющие степень информированности учащихся по биологии;

Задания, направленные на определение уровня интеллектуального развития;

Задания, связанные с применением новых знаний и новых способов деятельности на основе творческого поиска.

Олимпиада школьников по биологии проводится на основе общеобразовательных программ основного общего образования и включает теоретические и практические туры.

Теоретический тур олимпиады направлен на проверку общебиологических знаний как основы научной картины мира, норм и правил здорового образа жизни, умений характеризовать, распознавать, определять, сравнивать, объяснять и сопоставлять биологические объекты, процессы и явления, делать выводы по следующим разделам:

- «Биология – наука о живой природе»;

- «Клетка как биологическая система»;

- «Организм как биологическая система»;

- «Многообразие организмов»;

- «Человек и его здоровье».

Практический тур для всех участников олимпиады может включать задания по морфофункциональной характеристике биологических объектов и выполнение экспериментального задания. На практическом туре учащиеся должны показать умение работать с микроскопом, делать морфофизиологическое и морфофункциональное описание биологических объектов, приготавливать микропрепараты, проводить простейшие эксперименты, при этом учитывается техника проведения эксперимента, оформление записей и рисунков, обоснование полученного результата.

Олимпиада по биологии позволяет оценивать качество подготовки учащихся по предмету и выявлять одаренность её участников.

1. Теоретическая подготовка

1.1. Работа с текстами

1.

Снаружи листа находится кожица, образованная … (1) тканью. В основном кожица состоит из крупных бесцветных клеток. Другие клетки имеют хлоропласты и расположены парами, образуя …(2). Изменение их формы приводит к образованию - …(3) щели, через которую происходит газообмен. Под кожицей находится мякоть листа, состоящая из …(4) ткани. Мякоть листа пронизана жилками, в строении которых различают ткани: … и … (5,6). Они выполняют функции опоры и передвижения питательных веществ.

2. Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова.

Верхушка корня покрыта корневым чехликом, образованным … (1) тканью. Основное его значение - …(2) молодых клеток корня. Следующие зоны - …(3) и …(4) обеспечивают рост корня в длину. Они состоят из клеток … (5) ткани. В зоне всасывания происходит поглощение из почвы воды с растворенными минеральными веществами. Процесс всасывания осуществляют вытянутые клетки - …(6). В зоне проведения находится осевой цилиндр, обеспечивающий проведение полезных веществ в побег и придающий прочность корню. Осевой цилиндр образуют ткани: …(7, 8).

3. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь. Обоснуйте свой ответ, выделив в описании признаки принадлежности к конкретной систематической группе (царство, тип/отдел, отряд/семейство, вид).

На полях с плохой почвой можно встретить удивительный организм, который иногда ошибочно называют «елочкой». Предки его были огромными деревьями, жившими на нашей планете много миллионов лет назад и дошедшие до нас в пластах каменного угля. Описываемый организм имеет длинные корневища и стебель, состоящий из члеников с неразвившимися листьями. Ранней весной у него появляются колоски со спорангиями. Вскоре весенние побеги отмирают, и вместо них появляются летние побеги с многочисленными мелкими зелеными листьями.

4. Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова.

Транспорт веществ в растительном организме происходит по… (1) тканям. Эти ткани пронизывают все растение, соединяя основные вегетативные органы – корень,… и …(2,3), а также цветки и плоды. Вода с растворенными минеральными веществами передвигается от корней к побегу по слою - …(4). Ее главные проводящие элементы, которые называют…(5), представляют собой длинные трубки, образованные стенками мертвых клеток без поперечных перегородок между клетками. Органические вещества передвигаются от листьев к корням по …(6).

5. Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова.

Различают три основных типа видоизмененных побегов: клубень,… и …(1,2). Как и на любом другом побеге в строении клубня картофеля выделяют стебель, на котором расположены…(3) и…(4), иначе их называют бровки и глазки. В видоизмененном стебле накапливаются запасные питательные вещества. Для клубня картофеля основным запасным веществом является…(5). Способ размножения картофеля клубнями принято считать…(6), так как в размножении не принимают участие половые клетки (гаметы).

6. Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова .

Почка – зачаточный …(1). Снаружи почки обычно располагаются…(2), которые защищают ее от высыхания и механических повреждений. Осевая часть внутреннего строения представлена…(3). На этой оси находятся…(4), а в их пазухах можно различить…(5). Почки, из которых развиваются побеги с листьями, называют…(6), а почки, из которых формируются соцветия,-…(7).

7. Вставьте пропущенные слова в тексте.

Семя фасоли снаружи покрыто плотной … (1). Она предохраняет от высыхания и повреждения остальные части семени. Под ней располагается … (2). Основной запас семени фасоли содержится в …(3). Между ними находится зародышевый корешок, … и … (4,5). В отличие от семени фасоли у зерновки пшеницы основной запас питательных веществ находится в …(6), который образуется при слиянии спермия с …(7).

8. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы.

Впервые ядро в растительной клетке обнаружил английский ботаник Роберт Броун. Рассматривая разные части растения в микроскоп, он сделал вывод, что все растительные клетки содержат ядра.

1. Все ли клетки цветкового растения содержат ядра? Приведите примеры.

2. Укажите функцию ядра в растительной клетке. Каким образом она связана с основной функцией ткани? Приведите пример.

9. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы.

По совету известного ученого натуралиста Карла Линнея в Швеции в 18 веке были созданы цветочные часы. По ним определяли время в зависимости от того, какие цветки раскрыты. В 5 часов свои лепестки раскрывали цветки козлобородника, а в 12 часов ночи закрывались цветки кактуса.

a. Почему разные цветки раскрываются в разное время суток?

б. Какие процессы жизнедеятельности растения обеспечивают движение лепестков околоцветника?

10. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь, обоснуйте свой ответ, выделите признаки принадлежности к конкретной систематической группе .

Море – естественная среда обитания этих животных. Характерная особенность всех животных данной систематической группы – наличие стрекательных клеток, содержащих ядовитую жидкость. Таким оружием животные пользуются и для защиты и для нападения. Описываемый организм относят к одиночным формам, хотя близкие его родственники образуют гигантские колонии и даже рифы. Тело животного радиально симметрично и более чем на 90% состоит из воды. Его купол, или зонтик, может достигать 40 сантиметров в диаметре. На нижней стороне зонтика расположено ротовое отверстие, вокруг которого свисают длинные ротовые лопасти. Пищеварение осуществляется в кишечной полости. Окраска купола розоватая, в средней его части крестообразно расположены половые железы.

11. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь. Обоснуйте свой ответ, выделив в описании признаки принадлежности к конкретной систематической группе (царство, тип \ отдел, отряд \ семейство, вид).

Это весьма своеобразные морские животные. Их большое обтекаемое тело покрыто пухом, а под кожей расположен толстый слой жира. Летать и быстро бегать они не могут, зато превосходно плавают и ныряют. Передние конечности их приспособлены к водному образу жизни и видоизменены в ласты. На суше они передвигаются на задних конечностях или скользят по льду на брюхе. Опорой для органов тела является внутренний костный скелет, особенностью которого можно считать наличие киля и развитость грудной мускулатуры. Возможность обитания в суровых полярных условиях обеспечивается теплокровностью и сложно устроенной центральной нервной системой. В период размножения самка откладывает яйцо, которое насиживает стоя, держа его на лапах и прикрывая сверху брюшной складкой.

12. Прочитайте текст. Догадайтесь, о какой структуре организма человека идет речь. Обоснуйте свой ответ.

Это особая разновидность соединительной ткани, представляющая собой жидкость белковой природы. По составу она близка к плазме крови, но содержит меньше белка. Кроме жидкой части, в ней можно обнаружить форменные элементы, образующиеся в специальных узлах. Основное значение этих форменных элементов заключается в защите организма от чужеродных микроорганизмов. Движется эта жидкая ткань по особым незамкнутым сосудам. Сосуды соединяются в грудной проток, впадающий в полые вены большого круга кровообращения, и загаданная ткань включается в состав крови.

13. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком органе идет речь. Обоснуйте свой ответ.

Данное биологическое образование прочно сращено с костью. Основное значение его заключается в обеспечении роста костей в толщину и срастания костей при переломах. Сквозь живые клетки этой биологической структуры проходят нервы и кровеносные сосуды в полости костей.

14. Прочитайте текст. Догадайтесь, о какой структуре организма человека идет речь. Обоснуйте свой ответ.

Этот орган есть только у млекопитающих. Он разделяет грудную и брюшную полости. У новорожденных в связи с более горизонтальным расположением ребер купол его более выпуклый, а у пожилых людей он сильно уплощен. Данный орган участвует в акте дыхания вместе с мышцами живота. Купол, обращенный выпуклой поверхностью в сторону груди, уплощается во время вдоха, увеличивая объем грудной клетки. Через отверстие в этом органе проходят кровеносные сосуды, нервы и пищевод. Волокна органа способны сокращаться и расслабляться.

1.2. Работа с таблицами

Заполните таблицы, используя порядковый номер слова из словарика. Обозначения в некоторых графах могут повторяться.

1. Сравните животных, относящихся к классам Двустворчатые моллюски и Малощетинковые черви.

Признаки сравнения

Тип Моллюски

Класс Двустворчатые моллюски

Тип Кольчатые черви

Класс Малощетинковые черви

Представитель

Отделы тела

Покровы тела

Пищеварительная система

Дыхательная система

Кровеносная система

Выделительная система

Словарик: 1. Дождевой червь 2. Рот 3. Поверхность Глотка 5. Кожно-мускульный мешок 6. Мантия 7. Беззубка 8. Зоб 9. Кишечник 10. Жабры 11. Раковина 12. Незамкнутая 13. Две почки 14. Нога 15. Членики 16. Замкнутая 17. Туловище 18. Парные выводные трубочки в сегментах Сифоны 20. Желудок

2.

Признаки сравнения

Речной рак

Отделы тела

Дыхательная система

Кровеносная система

Выделительная система

Нервная система

Органы чувств

Словарик: 1. Почки 2. Кожа 3. Глаза 4. Окологлоточное нервное кольцо 5. Головогрудь 6. Хитин 7. Наружный 8. Орган слуха 9. Мочеточники 10. Жабры 11. Незамкнутая 12. Конечности 13. Головной мозг 14. Усики 15. брюшко 16. Клоака 17. Внутренний 18. Орган осязания 19. Туловище 20. Спинной мозг 21. зеленые железы 22. Орган обоняния 23. Голова 24. Замкнутая 25. Брюшная нервная цепочка 26. Легкие 27. Мочевой пузырь

3. Сравните животных типов Членистоногие и Хордовые

Признаки сравнения

Отделы тела

Конечности

Кровеносная система

Дыхательная система

Нервная система

Выделительная система

Словарик : 1. Сухая кожа без желез 2. Носовые отверстия 3. Головогрудь 4. Легкие Узлового типа 6. Хитин 7. Наружный 8. Замкнутая 9. Шея 10. Почки 11. Членистые конечности – 4 пары 12. Гортань 13. Выделительные трубочки 14. Хвост 15. Роговые чешуи 16. Мочевой пузырь 17. Незамкнутая 18. В форме нервной трубки 19. Голова 20. Клоака 21. Бронхи 22. Передние и задние конечности 23. Брюшко24. Мочеточники 25. Внутренний 26. Туловище 27. Трахея (трахеи).

4. Сравните животных, беспозвоночное и позвоночное, обитающих в пресном водоеме

Признаки сравнения

Речной рак

Речной окунь

Отделы тела

Покровы тела

Дыхательная система

Кровеносная система

Выделительная система

Нервная система

Органы чувств

Словарик: 1. Жабры 2. Замкнутая 3. Зеленые железы 4. Внутренний 5. Почки 6. Кожа 7. Хитин 8. Слизь 9. Незамкнутая 10. Наружный 11. Кости и хрящи 12. Глаза13. Окологлоточное нервное кольцо 14. Головной мозг 15. Усики – органы обоняния16. Внутренне ухо 17. Мочеточники 18. Чешуя 19. Спинной мозг 20. Головогрудь21. Мочевой пузырь 22. Хвост 23. Брюшная нервная цепочка 24. Туловище 25. Боковая линия 26. Брюшко 27. Органы вкуса 28. Голова 29. Членистые конечности 30. Плавники

5. Сравните животных, беспозвоночных и позвоночных, освоивших воздушную среду обитания

Признаки сравнения

Майский жук

Конечности

Дыхательная система

Кровеносная система

Нервная система

Органы чувств

Словарик: 1. Глаза 2. Головной мозг 3. Трахеи (трахея) 4. Незамкнутая 5. Легкие 6. Внутренний 7. Передние конечности 8. Хитин 9. Три пары членистых конечностей 10. Усики – органы обоняния и осязания 11. Спинной мозг 12. Перья 13. Задние конечности 14. Замкнутая 15. Носовая полость 16. Надкрылья 17. Кожа 18. Наружный 19. Окологлоточное нервное кольцо 20. Среднее ухо 21. Гортань 22. Кости и хрящи

23. Брюшная нервная цепочка 24. Внутреннее ухо 25. Воздушные мешки

26. Вестибулярный аппарат 27. Перепончатые крылья

6. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика .

Словарик: 1. Отсутствует. 2. Желудок. 3. Выделительные трубочки в сегментах тела. 4. Замкнутая. 5. Зоб. 6. Туловище. 7. Рот. 8. Хорда. 9. Хвост. 10. Жаберные щели. 11. Глотка. 12. Вся поверхность тела. 13. Членики. 14. Пищевод. 15. Плавники. 16. Печень. 17. Узлового типа. 18. Кишечник. 19. Нервная трубка. 20. Кожа. 21. Слизь.

Признаки сравнения

Дождевой червь

Ланцетник

Отделы тела

Дыхательная система

Кровеносная система

Пищеварительная система

Выделительная система

Нервная система

7. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика. Сравните свободноживущие организмы, относящиеся к типу Кишечнополостные и Плоские черви.

Признаки сравнения

Тип Кишечнополостные

Тип Плоские черви

Представитель

Симметрия

Число слоев, образующих тело

Покровы тела

Пищеварительная система

Нервная система

Органы чувств

Словарик: 1. Белая планария 2. Диффузная (сетчатая) 3. Головной нервный узел 4. Два нервных ствола 5. Двусторонняя 6. Пресноводный полип гидра 7. Радиальная 8. Два 9. Три 10. Рот 11. Кишечная полость 12. Глотка 13. Эктодерма 14. Кожно-мускульный мешок 15. Чувствительные клетки эктодермы 16. Два глаза 17. Клетки энтодермы 18. Кишечник 19. Осязательные лопасти.

8. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика.

Отдел головного мозга

Особенности строения

Продолговатый мозг

Мозжечок

Средний мозг

Промежуточный мозг

Большие полушария мозга

Словарик: 1. Четверохолмие 2. Регуляция работы эндокринной системы 3. Поддержка равновесия Доли: затылочная, височная, лобная, теменная 5. Регуляция сердцебиений и дыхательных движений 6. Гипофиз 7. Регуляция работы вегетативной нервной системы 8. Похож по строению на спинной мозг 9. Анализ всей информации, получаемой от органов чувств 10. Регуляция движений тела в пространстве 11. Регуляция глотания, слезоотделения, кашля, чихания 12. Червеобразное Гипоталамус 14. Регуляция ВНД 15. Кора больших полушарий 16. Регуляторные рефлексы, возникающие под влиянием зрительных и звуковых импульсов 17. Два небольших полушария

9. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика .

Вегетативная нервная система

Части ВНС

Строение

Воздействие на организм

Симпатическая

Парасимпатическая

Словарик: 1. Ускорение работы сердца. 2. Расположение рефлекторных центров в головном и спинном мозге. 3. Переход организма из активного состояния в критической ситуации в состояние покоя. 4. Расположение нервных узлов вдоль спинного мозга. 5. Расширение кровеносных сосудов. 6. Расширение зрачков. 7. Расположение рефлекторных центров в спинном мозге. 8. Замедление процесса пищеварения. 9. Блуждающий нерв. 10. Замедление сердцебиений. 11. Мобилизация работы всего организма в критических ситуациях. 12. Ускорение процессов обмена веществ. 13. Расположение нервных узлов вблизи или внутри иннервируемых органов. 14. Сужение просвета кровеносных сосудов. 15. Усиление секреции пищеварительных соков. 16. Усиление потоотделения.

Написанное тут является сугубо личным мнением автора, сформировавшимся за время общения с людьми из разных ВУЗов и наблюдений за тем, как складывается их жизнь. Никоим образом не претендует на звание истины в последней инстанции.

Перед любым школьником рано или поздно встает вопрос: быть или не быть куда поступать? Если ваш выбор пал на Биологический факультет нашего МГУ, эта статья вам может быть полезна. Хотя, если только думаете, куда идти, тоже можете что-нибудь для себя узнать.
Прежде всего, несколько слов о выборе и том, почему стоит идти туда или в другое место. В околобиологической когорте ВУЗов генерально можно выделить следующие направления:
· Биология классическая — старая, добрая. С ней все, думаю, понятно, это именно биология, без резкой специфики. Плюс ее (в отличие, скажем, от направления биоинформатики и иже с ними) в том, что вы так или иначе будете знать биологию вообще, а не крайне частный ее кусок. Вузы, готовые вам это предоставить - это в первую очередь, конечно, Биофак МГУ. Ну и Биофаки других приличных заведений типа СПБГУ или Казанского Университета. Определенный минус заключается в том, что после окончания идти (если по специальности, разумеется) можно в два направления: в науку и в преподавание. И в том, и в другом достойную жизнь снискать можно, но для этого надо неслабо постараться. А кому сейчас легко? Но, так или иначе, имейте в виду, что классическая биология (особенно полевая) - сейчас не мэйнстрим. С рукам вас, как специалиста, никто отрывать не будет. Хотя, повторяю, достойное место под солнцем завоевать можно.
· Медицина - это направление сильно отличается. Идти туда стоит только если вы хотите этим заниматься и свою дальнейшую жизнь видите связанной с медициной. Если так, то вас ждут различные меды: от ФФМа (Фундамеда) до кучи всяких нумерованых. Востребована эта область будет всегда, другое дело что зарплаты обычных врачей уже вышли из сферы анекдотов и перешли в черный юмор… Но, уйти в востребованную область можно и оттуда (всякая фармацевтика (там, кстати, наряду с химиками нужны микробиологи), микрохирургия и еще Бог знает что).
· Биофизика, биоинжинерия, биоинформатика - еще более специфическая область, получившая большое развитие лишь в последнее время. Ее плюс является ее же основным минусом: сейчас это мэйнстрим. Оно востребовано, да! Но на данный момент представляет из себя своего рода Юрфак, только в биологии. Туда ломятся все, кому не лень. Поэтому конкурсы дикие. Еще большой минус в том, что кончив, например, ФББ (факультет Биоинжинерии и Биоинформатики), вы не будете знать биологии в общем. Вы будете очень и очень узким специалистом: в своей области знаю все, в других - на уровне общей грамотности. К тому же, я знаю не одного человека, который пытался перейти с ФББ на Биофак, но не знаю ни одного противоположного случая. Они, скорее всего, тоже есть, но общая тенденция все-таки заключается в переходе «оттуда», чем «туда». Из приличных ВУЗов в этом направлении я знаю два: уже упоминавшийся ФББ и Биофак МФТИ (Физтеха). Про последний могу сказать только одно: имейте в виду, это физика. В первую очередь физика. Ну и потом, МФТИ находится у черта на рогах в Долгопрудном.
· Преподавание . На самом деле, из классической биологии в него тоже можно прийти. Причем, как специалист, вы будете, возможно, даже компетентнее. Другое дело, что в различные педы поступить гораздо проще.
Поскольку моя компетентность в поступлении куда угодно, кроме Биофака находится примерно на уровне плинтуса… подвального этажа… говорить мы будем именно о нем, Биофаке.
Итак, чтобы туда поступить, надо сдать пять экзаменов: ЕГЭ по русскому, математике (профильный), химии и биологии и ДВИ (внутренний экзамен) по биологии. В 2016 году проходной балл составлял 431 (из 500). Это немало. И набирать эти баллы «честно и в лоб» достаточно сложно. Тут нам на помощь и проходят олимпиады.

Они бывают четырех уровней:
· Всерос - Она же «Всероссийская олимпиада школьников». Если вы стали призером или победителем заключительного этапа по своему профилю (у нас - биологии) - вы царь и Бог, все двери вам открыты, только аттестат получите. Вас берут автоматом. Если не по профилю - вы имеете 100 баллов за ЕГЭ по этому предмету. Это единственная олимпиада, которая не требует подтверждения ЕГЭ и учитывается с 9 по 11 класс (т.е. нет разницы, когда вы победили — вас все равно возьмут).
· 1 уровень - котируется всеми ВУЗами. В контексте Биофака: если вы стали победителем по биологии, вас примут с распростертыми объятиями, если призером - вы имеете 100 баллов за ДВИ. Если не по биологии - в любом случае 100 баллов за ЕГЭ. Однако немаловажный момент, чтобы «сработала» ваша олимпиада первого уровня, необходимо написать ЕГЭ по этому предмету выше определенного порога. В 2017 году он выставлен на уровне 74 баллов (источник - зам.декана Биофака, Белякова Галина Алексеевна).
· 2 уровень - берут в расчет некоторые ВУЗы, Биофака в их числе нет.
· 3 уровень - совсем ерунда. Никому по большому счету не интересны.

Какая олимпиада какого уровня, смотрите тут:
Подробнее стоит поговорить об олимпиадах первого уровня по биологии. Их всего три: Ломоносовка (олимпиада «Ломоносов»), ПВГ («Покори Воробьевы Горы») и Питерская (олимпиада СПБГУ).
· Ломоносовка . Состоит из двух этапов: заочный и очный. Заочный - вы дома, сидя с чайком на диване, за несколько часов должны решить задания в режиме онлайн. Гугл у вас при этом никто не отбирает. Только следите, ради Бога, что вы оттуда списываете! Да и всех прочих людей тоже. Лайфхак: в свое время (это было давно и неправда) мы с одноклассником писали ее вдвоем, общаясь по Скайпу. Делалось это скорее прикола для, но вам никто не помешает использовать этот прием и с серьезными намереньями. Тогда компанию можно и расширить. Заочных этапа два, в разное время. Из них достаточно написать один: результаты никак не суммируются, сделано это только для того, чтобы не лишать вас шанса в случае, если в одну из назначенных дат вы сломали ногу, уехали к бабушке, выиграли в лотерею. Очный - все серьезно, вы приходите и пишете уже на бумажке от руки, развернуто, все по-взрослому. Чтобы на него пройти, надо достойно написать заочный (больше его результаты нигде не учитываются: окончательные списки победителей формируются по результатам очного этапа). Содержание Ломоносовки с одной стороны достаточно разнообразно, с другой - в общем схоже из года в год. Там точно будет одно-два задания на натуралистику, задача на генетику, что-нибудь, связанное с генетическим кодом, и, почти наверняка, расчетная задача скорее на математику, чем на биологию. Поэтому очень рекомендуется перед очным туром прорешать задания прошлых годов. Минус Ломоносовки в том, что апелляции там нет почти никакой: она заочная и крайне мутная. Вы им все пишете, они вам говорят «принято-отказано». Без объяснений.
· ПВГ . Принцип действия тот же, что и у Ломоносовки: заочная, очная. Некоторая специфика в том, что на там очень не любят москвичей. Слишком умные, потому что. Изначально ПВГ создавалась как альтернатива Ломоносовке для регионов России, но Москва побеждает и там. Так что если вам могут снять баллы - вам их снимут. Но попробовать никто не мешает - вдруг?
· Питерка . Субъективно легче, чем предыдущие две. По крайней мере многие люди, с которыми я общался, это признают. Также два этапа: очный-заочный. Некоторая проблема в том, что очный этап в Москве не вполне устоявшийся: он то есть, то его нет, то он появляются в последний момент и пишется в коридорах библиотеки МГУ. Поэтому, если вы делаете ставку на Питерскую олимпиаду, лучше просто поехать писать очный этап в тот же Питер или Казань.

В общем, ситуация такая. Однако, даже написанное тут не является истиной, отлитой в скрижалях. Система нашего образования устроена так, что окончательные свои предпочтения по олимпиадам (всем, кроме Всероса, он работает в любом случае) каждый ВУЗ устанавливает сам, причем он обязан это сделать до шестого июня текущего года. То есть, когда все олимпиады уже прошли (скажем, еще в 2015 году Биофак брал в зачет олимпиады второго уровня по химии и математике, в 2016 - уже нет). «Могучая тройка», про которую мы говорили - наиболее устойчивый оплот постоянства во всем непостоянном олимпиадном мире. Их тронут в последнюю очередь. Поэтому следите за новостями и пишите, все что только сможете. Успехов вам!

Дополнительные плюшки. «А она кто, дети или инвалид?» В небольшом количестве, но все же есть. Их дают за:
· Итоговое сочинение. От фиги без масла до трех баллов. Проверяют его уже внутри ВУЗа, причем критерии неведомы (был случай, когда сочинение, на проверке в школе получило крайне условный «зачет», а в ВУЗе два балла из трех).
· Отличный аттестат. Вообще, у аттестата есть три агрегатных состояния: с двойкой (то есть его отсутствие), среднестатистический и отличный. Про средний балл - ерунда, не учитывается. Отличный аттестат дает (точнее, давал в прошлом году) 5 баллов.
· Спортивные достижения. ГТО, олимпийское призерство (серьезно!) и еще что угодно, на усмотрение приемной комиссии - максимум 5 баллов.

Как и по чему готовиться к олимпиадам.

Еще раз оговорюсь, это исключительно мой опыт и мое виденье ситуации.

Книжки . Наше все. Читайте, ребята. Это исключительно то, что я могу порекомендовать, исходя их своего опыта. Возможно, кому-то это будет слишком сложно - не расстраивайтесь, все придет с опытом.
· Ботаника - Лотова «Морфология и анатомия высших растений» . Все и про всех. К слову, в этой области кружок дает неплохую базу по полевым знаниям (на Всеросе девятого класса она вам пригодится, когда будете определять травки).
· Зоология беспозвоночных. Два варианта. Либо Догель «Зоология беспозвоночных» — достаточно прост и понятен, но безнадежно устарел. Анатомию по нему учить еще можно (хотя, кое-где уже и ее перекопали), систематику - и не думайте. Либо Рупперт с соавторами «Зоология беспозвоночных» же. Четырехтомник. Свежий и современный, однако многим может показаться сложным. Содержит кучу не нужных подробностей, которые надо уметь выпускать. Но, несмотря на это, очень хорош.
· Зоология позвоночных. Тоже два варианта. Либо Наумов-Карташов «Зоология позвоночных» — проще в восприятии и содержит достаточно много описаний образа жизни, внешнего вида и т.д. Либо Дзержинский «Сравнительная анатомия позвоночных» . Это, ребята, жестко. Именно что сравнительная анатомия. Но зато там все разобрано по косточкам. Причем, отчасти и в прямом смысле тоже.
· Цитология, генетика, биохимия. Вариантов достаточно много. Грин-Стаут-Тейлор «Биология». Трехтомник. В нем есть всего понемногу и не на самом заоблачном уровне. Ленинджер «Основы биохимии» — это чисто биохимия и ничего лишнего. Дерябин, «Функциональная морфология клетки» — цитология на весьма серьезном уровне. « Campbell biology » — очень хорошая книга на английском. В последнее время была переведена, но из-за каких-то бюрократических проволочек не отпечатана. Ищите в интернете.

Интернет-источники. Тоже крайне полезны.

Скрытый текст виден только

Издательство: Минск: Аверсэв

Год: 2014

Формат: pdf

Пособие по биологии для углубленной подготовки «» подойдет для одаренных школьников, проявляющих наибольший интерес к предмету.

Подготовка к олимпиаде по биологии

Структурно пособие состоит из нескольких разделов. Первый раздел - задания, рекомендуемые для подготовки к олимпиадам. Он включает тесты, сгруппированные по категориям. Первая категория - это тесты с одним правильным ответом. Обычно при проведении олимпиад аналогичные задания включают в часть А теоретического тура. В пособии они сгруппированы по разделам биологии.

Вторая категория - вопросы, требующие нестандартного (математического) обозначения правильного ответа. Здесь представлены задания двух типов. Первый тип - определение правильности предложенных высказываний (утверждений). Верные утверждения обозначаются знаком «+», неверные - знаком «-». Второй тип - решение неравенства, где между двумя утверждениями необходимо поставить знак «>», «<» или «=».

Третья категория - практические задания. Обязательным элементом здесь является практическая (экспериментальная) работа, а также такие теоретические задания, решение которых требует умений применять знания в нестандартной ситуации. Успех выполнения заданий практического тура зависит от навыков работы в лабораторных условиях, использования в исследовательской деятельности оптических приборов, умений наблюдать и фиксировать ход эксперимента, пользоваться определительными таблицами, анатомировать биологические объекты, изготавливать срезы, а также от неукоснительного следования инструкциям, в которых описан алгоритм выполнения работы. Задания, отмеченные в пособии звездочкой, заимствованы без изменений из различных источников.

Идея этого раздела, уважаемый читатель, весьма оригинальна. Я помню, насколько значимыми были для меня советы Вячеслава Минина и Дмитрия Ефимова (ныне кандидата биологических наук) на заключительном этапе Всероссийской олимпиады, ведь они тогда уже учились в одиннадцатом и десятом классах! Потом я заметила, какое сильное влияние оказывают старшие опытные участники на начинающих неоперившихся юниоров.

Я считаю этот момент наиважнейшим в нашей работе - момент преемственности. Для себя я определяю это как «импритинг» - юные птенцы слышат песню взрослых птиц, и их «колена» становятся такими же четкими и уверенными. Мои старшие ученики (иногда того не подозревая) воспитывают младших, являются примером для подражания. Многие крылатые слова и выражения, советы и легенды передаются олимпиадниками «из поколения в поколения».

Послание новым олимпиадникам от Кутихина Антона, выпускника 2008 года, победителя областного этапа Всероссийской олимпиады по биологии 2008 года.

Советы олимпиадных динозавров или Мост между прошлым и будущим

От авторов:
Несколько лет назад (а кажется, только вчера), когда мы даже еще не успели почувствовать вкус мяса мезозойского периода, пробил час X. Всевышний Создатель (в лице всеми нами любимой и уважаемой Натальи Павловны) вызвала нас в свои, прямо скажем, небольшие, но такие уютные чертоги, и сообщила нам крайне приятное известие. Во-первых, нам отныне разрешалось (о, святые суслики!) ПОСЕЩАТЬ ЭТУ ТАИНСТВЕННУЮ КОМНАТУ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ДНЯ (а ежели понадобится, то и ночи). Во-вторых, мы переходили на индивидуальный график охоты и травоедения. В-третьих, мы так и не узнали, что же за зверь – «зимняя сессия» - ожидает нас каждый год перед самым праздником (наверное, он здорово обозлился).

С чем же это было связано? Все объяснилось очень просто - юным динозаврикам предстояла самая ответственная миссия, возможная в нашем Лицейском биогеоценозе - защищать его честь. И не где-нибудь, а во вражеском лагере! (то бишь, в соседнем биогеоценозе, известном под названием «84»).
Наморщив чешую на лбах, обнажив клыки и закусив чьими-то лежавшими рядом удилами, мы принялись за подготовку к столь ответственному мероприятию!

И так весь триас, юру и мел… (т.е. 9-ый, 10-ый, 11-ый классы)

Теперь мы охотимся в других местах (а куда попадают старые динозавры на пенсии, сами потом узнаете). Но мы видели подрастающую нам достойную смену. Хоть и была она совсем зеленой и неокрепшей, но, тем не менее, обладала большим потенциалом действия (да и покоя, в общем-то, тоже). И вот, в очередной раз, наморщив лобную чешую, из которой уже к этому времени песок сыпался, мы решили написать вам, наши преемники, весточку - прочертить мост между прошлым и будущим.

Посвящается всему хорошему, что связано с олимпиадами по биологии Prof.Dr.Med. Anton Kutichin (ну ладно, так и быть, для вас я всего-навсего Профессор) and MC DIABLO (в миру просто Максимус)
МОЛОДЫМ ДИНОЗАВРИКАМ, ПИШУЩИМ СВОЮ ПЕРВУЮ ОЛИМПИАДУ.

Посмотрите на количество оставшегося до олимпиады времени и на имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы. Соответственно, определите себе индивидуальный объем информации, которую вам необходимо осиливать за один день. К примеру, до олимпиады месяц (!!!) Здесь может быть два варианта:
Читать какие-либо новые книги. Если вы считаете, что ваши зубы явно недостаточно остры для хорошей охоты, то этот вариант будет для вас наилучшим.

Поднимать старые (принцип мобилизации). Если на ваших зубах пожелтела эмаль, то ее надо отбелить. «Вспомнить все» - принцип, который может очень хорошо закрепить ваши знания. Результат будет того стоить.

На наш взгляд, для успеха достаточно досконально знать:

I. Трехтомник Г. Билича. Он вас не укусит, а лишь заползет в ваши мозговые извилины и весьма уютно там устроится. Мой темп - 100-150 страниц в день (эквивалентно 3-4 часам). Итого по 5 дней на ботанику и зоологию и 8 дней на анатомию. Да, если встретите ошибки, то это В. Крыжановский;

II. А. Рувинский. Общая биология. Не стесняйтесь читать школьные учебники! На самом деле он достаточно серьезный, но при этом легкий для восприятия. Темп - 100 страниц в день (тоже около 3 часов), но, если легко идет, то можно и до 150-200 поднимать, особенно во второй половине учебника. Итого 3-4 дня.

III. Книга, перед которой я просто преклоняюсь. Б. Медников (ну да, Наталья Павловна, а вы что думали?). «Формы и уровни жизни». Истинно олимпиадная книжка. Многообразие растений и животных вы лучше не найдете нигде. И очень много данных, которые есть на олимпиадах и которые можно найти только там. К прочтению обязательна. Темп - 100 страниц в день, 4 дня. Обратить особое внимание.

IV. Ботаника для учителя в двух томах. Обитает в храме Натальи Павловны. Вот не помню, сколько там страниц, но темп обычный. Прочитайте, поможет поднять ботанику - самую противную область биологии (Максим этого не видел).

V. Микробиология. Пяткин. Если есть у кого-то связи в медакадемии - достаньте обязательно! Прочитаете и получите иммунитет к микробиологии на всех олимпиадах, вплоть до России.

VI. Все ваши конспекты по лицейской биологии и спецкурсам. Они будут пополняться. По конспекту в день.

VII. Барабанная дробь - Вилли-Детье! (это такая толстая коричневая пухлая в центре шкафа стоит) Моя личная олимпиадная Библия на пару с Б. Медниковым. Книга архисложная для первой олимпиады. Но в ней есть то, чего нет нигде.

X. Грин-Стаут-Тейлор. Трехтомник. Прочитайте, по уровню сложности примерно равен Вилли-Детье.
Дополнительные области знания, на которые стоит обратить внимание:
Биофизика и биохимия. Конспект по биохимии у вас будет в меловом периоде, биофизика штука противная, но хотя бы в общих чертах знать надо.

Ученые и терминология. Культура медицины и биологии, потом пригодится очень и очень сильно. И на олимпиадах вопросы и задания на это есть стабильно. Терминологию знать на ять обязательно. Конечно, список может расширяться. Но это база, которая вам поможет достойно писать любые олимпиады, вплоть до России.

2. Обязательно посещайте все подготовки. Цена каждой из них очень велика, так как там вы непосредственно занимаетесь самими олимпиадами. Если получится, уговорите Наталью Павловну начать с областных, а то она питает слабость к всероссийским (их долго разбирать).

3. Есть неплохой сайт www.rusolimp.ru . Там находится несколько олимпиад по биологии разных уровней - от района до России. Скачайте, прорешайте.

Лирическое отступление: не ленитесь после каждой прорешанной олимпиады смотреть процент правильно выполненных вопросов в каждом задании и в среднем по олимпиаде. Так интересней, ведь олимпиада, как ей и положено, это вид спорта, только интеллектуального. Олимпиад решайте как можно больше.

4. Делитесь знаниями между собой, мы все одна команда - Лицей.

5. Очень важно быть в тонусе на самой олимпиаде. От этого зависит очень много, поверьте. Выспитесь (убил бы людей, придумавших писать олимпиады в 10 утра), перекусите, зарядитесь хорошей музыкой, приведите себя в состояние полной боевой готовности. Ничего не бойтесь, теперь вам осталось только показать ваш высокий класс.

6. Вы все успеете. Каждый вопрос рассматривайте в отдельности, если чувствуете, что можете нащупать в обозримом будущем дорогу к ответу - думайте. Если мыслей нет совсем (а такое бывает, увы, нередко) - отложите вопрос, не забивайте свой мозг. Потом к нему вернетесь. На худой конец, 25% у вас никто не отнимет.

7. Когда думаете над вопросом, сразу определяйте для себя область знания, то, где вы об этом читали, знакомую информацию. Можно провести терминологический ряд (если речь идет о незнакомом/малознакомом термине, разбейте его на терминоэлементы и прокручивайте в памяти, думая, где они могли вам встретиться и что это может быть), можно визуально вспомнить конспект, можно мысленно составить себе возможную картину смысла вопроса. Много чего можно. Обобщите все это и смело включайте логику, вы на верном пути.

8. Если почувствуете, что мозг «забился», то отдохните минут этак десять. На посторонние темы при этом лучше не думать, но вот оценить обстановку вполне можно. Этот отдых абсолютно нормален. Потом принимайтесь за олимпиаду заново и с обновленными силами.

9. Задания можете выполнять в любом порядке, это индивидуально. Правда, есть тонкости их оценивания, но такое ощущение, что они разные на каждой олимпиаде. Если вам они известны, то это очень хорошо.

10. Совет имени Натальи Павловны: после того, как напишете олимпиаду, расслабьтесь, возьмите финальную паузу, отдохните. Время это обычно позволяет. Представьте, что вы Наталья Павловна, и проверьте свою олимпиаду. Помогает.

Ну вот, и подошел к концу наш краткий курс юного динозаврика. После первой олимпиады вы станете молодым динозавром. Пройдете ювенильный период. Надеемся, что эти советы помогут вам достойно справиться с вашим первым испытанием. Если возникли какие-то вопросы, всегда будем рады вам помочь.

Per aspera ad astra, sapere aude! Удачи!
С огромным уважением, старые динозавры.

Правила Анастасии Окуневой (дважды призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады) в чем то перекликаются с выше изложенным, я ценю их за краткость и конкретность.

  1. Обязательно выспись. На олимпиаду как на праздник надо идти бодрым, красивым и уверенным в себе.
  2. Шпаргалок не бери. Победи достойно.
  3. Одевайся теплее – не лето.
  4. Получил задание – спокойно. Не суетись. Просмотри все листы от начала до конца. Оцени время написания.
  5. Выбери ответы, на твой взгляд самые правильные, отметь их карандашом. Закрой глаза, отвлекись немного, потом выполни задание на чистовик.
  6. Никогда не оставляй вопрос без ответа, даже если ни одно слово тебе в нем не знакомо. Такие вопросы нужны для проверки силы твоего характера. Не поддавайся.
  7. Повторите все лабораторные работы и практические задания, которые имеются в учебниках по биологии, не исключено, что что-то похожее встретите и на лабораторном практикуме.
  8. После выполнения последнего задания встань, разомнись, выйди прогуляться (на любой олимпиаде это допустимо). После возвращения представь, что ты Наталья Павловна и попробуй проверить свою работу как ученическую.
  9. После олимпиады встречаемся в лицее «выпустить пар».